В советское время Жанна Бичевская преодолела неприязнь к русской народной музыке, которую у слушателей вызывал «советский лубок». Тогда неприятные глазу и слуху исполнители настолько набили оскомину с так называемым «народным пением», что её появление спасло наследие наших предков для потомков, открывая для них русскую музыку.
Однако певица, на мой взгляд, не получила достойного её таланту почёта, поскольку от неё слишком веяло «бывшей» культурой, русской стариной. Да, её слушали миллионы, но успех как будто всегда ограничивался сверху, певице часто «не давали ход», особенно после распада СССР.
Причина проста: Жанна Бичевская несла в себе враждебные строю начала носителей двух близких по традиционному духу сословий: дворян и крестьян. В недрах дворянской и крестьянской культур упорно сохранялся чуждый для большевиков дух русской старины, который сегодня в связи с внешнеполитическими событиями кажется востребованным властями, поднимается ими на щит.
Неудивительно, что русская певица снова начала появляться на центральном телевидении как посланник русской культуры. Однако удивительно то, что при этом по-прежнему у нас царит советский дух, по которому куда больше ностальгируют «наверху».
Жанна Бичевская, по её собственному признанию, пришла в русский народный репертуар благодаря Булату Окуджаве в 1969 году. Но ещё студенткой, будущая звезда сформировала свой образ человека родом из ушедшей России, потому что, в отличие от сверстниц, держала марку высокой культуры (дворянской и народной) и не опускалась до «блатных песен», модных среди других. Её сдержанность, ровная спина и воспитание в советские времена ставили её на отдельное место в культурном слое страны.
Народные песни Карелии, Саратовской области, Валдая, станиц Дона были взяты (записаны в память при исполнении) у современных сельчан. При этом, как это часто бывает в рядах русской интеллигенции, на творчество певицы повлияла певица из-за рубежа – Джоан Боэз, аранжировки которой прекрасно «легли» на русский репертуар, помогли сделать его интересным современному слушателю без потери смыслов. Получился русский фольклор в обработке в стиле «фолк» (от английского «народный» — прим. ред.).
Жанна Бичевская считает, что по сравнению с простыми русскими людьми, подчас образцом интеллигентности и такта, она – «разбойница», и потому нивелирует свои «гербы». Тем временем, певица может похвастаться родословной: отец – из польского рода Бичевских, мать — из русского дворянского рода Кошелевых (родственники по линии матери «отказались» от неё после того, как она осталась с отцом и «нашлись» только в 70-летнем возрасте).
Царская тема пришла в жизнь Жанны Бичевской с её мужем, Геннадием Пономаревым. «Мы с Геннадием нашли друг друга и в жизни, и в песнях, — уверяет она. — Нас соединил Господь. Может быть, Он видит моё тяжелое детство, и поэтому посылает мне таких хороших людей, чтобы меня отогреть?».
«Царская тема», безусловно, стала естественным элементом в творчестве певицы, завершившим её творческое становление и подчеркнувшим её дореволюционный дух, дух русской старины. Дух вечной России как части великой европейской культуры.
Оставшаяся без матери в возрасте 5 лет, Жанна Бичевская считает себя «продуктом» воспитания своего отца – жесткого педагога. Он настроил её на боевые победы и научил защищаться от мира жестокости. Благодаря ему талантливая девочка обрела трамплин в эту жизнь, реализовала «пешее восхождение» (по выражению Булата Окуджавы) и не сломалась. Хотя, как великое множество бывших дворян, семья в советскую эпоху была крайне бедна, была превращена в «пролетариев умственного труда», и чтобы состояться в карьере, Жанне Бичевской потребовались немереные силы и воля.
Жёсткое, спартанское воспитание – привычно как для дворян, так и для крестьян которые благодаря этому смогли преодолеть невзгоды лагерей и военного времени.
Удивительная женщина и певица Жанна Бичевская. На концертах она всегда умеет создать со слушателями единый порыв и повести их за собой в недра русских песен, в чудом (во многом благодаря ей) сохранившуюся русскую музыкальную традицию и шире — в русский мир.
Хочется верить, что неожиданная востребованность Жанны Бичевской новой «линией партии» даст ей возможность не только заслуженно возглавить русский музыкальный Олимп, но и вознести на должное место традиционную высокую русскую культуру, которую несёт в себе каждый русский человек. Не советскую, а именно русскую, культуру Пушкина и Достоевского, Глинки и Алябьева, Чайковского и… нашего замечательного современника Геннадия Пономарева.
А вслед за этим, может быть, наша элита «заразится» от Жанны Бичевской искренней и глубокой любовью к своему народу…