Непростые процессы идут в сегменте детского отдыха. Он оказался одним из тех, кто был выброшен за борт после развала СССР и по кому наотмашь ударила пандемия коронавируса. С одной стороны, в 2020 году в лагерях отдохнуть смогли только 830 тысяч детей (в 6 раз меньше 2019 года). С другой — из 44 тысяч детских лагерей никто не получил господдержку и многие из них находятся на грани закрытия из-за нерентабельности отдыха в условиях введённых 50% ограничений заполняемости и полных ограничений отдыхать вне региона.
Если сюда прибавить падение доходов россиян, которые и в благополучные времена могли в среднем на эту статью расходов потратить около 15 тысяч рублей, то поднять цены для участников рынка практически не представляется возможным.
И тут на выручку приходит государство. Правительство, с подачи первого лица, собирается распространить на детский отдых программу туристического кэшбека, компенсируя до 20% путёвки. Соответствующий законопроект подготовлен и, по словам вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко, начнёт действовать в 2021 году.
Однако никакое стимулирование спроса не способно помочь рынку, находящемуся в тисках регулирования Роспотребнадзора. В 2020 году предложенные условия способствовали открытию лишь 17% объектов. Палаточные варианты отдыха и вовсе оказались под запретом. Ведомство хотело и дальше продолжать держать рынок под жёстким прессингом, выпустив постановление №39, но ему пришлось ослабить установленные ограничения в 2021 году.
Речь идёт о том, чтобы позволить регионам разрешать палаточные лагеря и об увеличении числа отдыхающих до 75%. Что лишь частично решает проблему рентабельности.
В этих условиях распространение туристического кэшбека на детский отдых не столько становится стимулированием спроса, сколько компенсацией потерь и коррекцией цен.