В день рождения поэта вспоминаем одно из шедевральных воплощений его стихов в музыке – «Поэму памяти Сергея Есенина» Георгия Свиридова.

Георгий Свиридов впервые обратился к стихам Есенина в 1955 году. Композитор планировал создать цикл романсов на стихи поэта для голоса и фортепиано. Но работа с лирикой Есенина настолько увлекла Свиридова, что замысел вскоре вышел за пределы камерной музыки и облачился в жанр вокально-хоровой оратории в сопровождении симфонического оркестра.
… однажды — а произошло это в ноябре 1955 года — я встретился в Ленинграде со знакомым поэтом, и он долго читал мне Есенина. И тут есенинские стихи как-то особенно запали мне в душу. Воротясь домой, я долго не мог заснуть, все повторял про себя запомнившуюся строфу. И неожиданно родилась музыка. Просидел я за фортепиано не вставая, почти пятнадцать часов!
Георгий Свиридов о создании «Поэмы памяти Сергея Есенина»
Представитель новокрестьянской поэзии, певец русской деревни, находивший удивительные по тонкости восприятия и понятные широкому кругу читателю образы Родины, деревни, природы, Есенин был удивительно близок по мироощущению другому певцу земли русской – Георгию Свиридову. Представитель новой фольклорной волны, воспевавший в своей музыке образы родной Руси, ее природы и традиции, Свиридов как никто другой из русских композиторов мог прочувствовать и в звуках передать настроения лирики Есенина.

Новый вокально-хоровой цикл писался буквально на одном дыхании. Для него композитор выбрал девять есенинских стихов и отрывков, созданных в разные годы творчества поэта.
Девятичастный цикл фактически разделен на две части. Первую из них образуют пять первых номеров: «Край ты мой заброшенный», «Поет зима», «В том краю», «Молотьба» и «Ночь под Ивана Купала». В первой половине поэмы Свиридов рисует картины традиционной Руси, крестьянской жизни, природы. Удивительна здесь партия хора. В его перекличках, ауканьях воскресает дореволюционная Россия с ее крестьянским укладом быта, поклонением многовековым традициям и природе.
Вторая часть поэмы рисует становление новой советской России. В нее вошли четыре части: «1919» (с фрагментом поэмы Есенина «Песнь о великом походе»), «Крестьянские ребята», «Я – последний поэт деревни» и строфа из стихотворения «Иорданская голубица» «Небо как колокол». Приход новой эпохи стремителен, подобен вихрю. Он сметает привычные устои, разрушает ту хрупкую идиллию, что царила в первой части цикла. Здесь мы слышим отголоски «Яблочка» — своего рода символа революционного движения, пересмешки народных частушек и ожидания новой жизни.
Предпоследнюю часть — «Я – последний поэт деревни» — можно считать своего рода музыкальным приношением Есенину, его портретом в звуках. Это возвращение былых интонаций, попытка сохранить их, сберечь как наследие образ дореволюционной Руси и деревни для будущих поколений. Ведь только в любви к своей малой Родине может родиться настоящий патриотизм, готовность защищать родную землю и жить в ее благо.
«Поэма памяти Сергея Есенина» Георгия Свиридова сегодня звучит актуально как никогда. Творческий посыл от настоящих патриотов России лишен внешнего блеска, громких лозунгов, торжественности и лоска. Он идет от сердца к сердцу, напоминая, что любовь к Родине – не только честь, но и тяжелая обязанность каждого из нас.
«Поэма памяти Сергея Есенина» в исполнении Оркестра и хора Пермского театра оперы и балета.
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения