Россия была членом Всемирной туристской организации ООН (UNWTO или ЮНВТО) с 1975 года, но когда представители Колумбии, Гватемалы, Литвы, Польши, Словении и Украины поставили вопрос об исключении России за спецоперцию на Украине, предпочла выйти из неё сама. Выбытие состоялось в апреле 2022 года, и с тех пор стал не нужен Ростуризм — официальный представитель России при UNWTO и координатор туризма как отрасли. Неудивительно, что пришёл черед закрыть и эту организацию, пытавшуюся привести туристическую отрасль в соответствие с мировыми стандартами.
Международная организация борется за равные права в доступе граждан на территорию других государств, собирает и публикует статистику, вырабатывает единые международные стандарты поездок, обучает им и оказывает услуги по продвижению туристического имиджа страны-члена. Но каковы шансы на место в мировом туризме для страны, когда более двух третей из 160 государств — членов ЮНВТО, по предварительным данным главы организации, поддержали резолюцию о приостановлении членства России в ней? Понятно, что международный туризм по всеобщим правилам — провальный проект.
Какой бы ни была стоимость членства в организации (эти данные не разглашаются), вопрос в том, какие доходы от международного туризма будет иметь страна. В свете проблем выдачи виз со стороны ряда государств (это всегда зеркально ограничивает получение визы России), ограничений полётов и санкций, сделавших финансовую систему непригодной для участия России в международном туризме, выход только один: подписание соглашений с отдельными «дружественными» странами и объединениями. На совещании в Кремле 6 сентября, посвящённом туризму, глава государства поручил правительству «проработать вопрос создания межгосударственных туристических организаций».
Отдельный туристический офис должен иметь крупный бюджет, и глава Ростуризма Зарина Догузова попросила предоставить ей возможность управления госпрограммой по развитию внутреннего туризма. Эта программа насчитывает 53 миллиарда рублей в 2022 году (на 2022-2024 годы всего168 млрд рублей) и на 75% осваивается Минстроем, который распределяет поддержку отдельных инвестиционных проектов среди крупных инфраструктурных игроков.
Ростуризм, встретивший жёсткую оппозицию со стороны вице-премьера Дмитрия Чернышенко, не получил соответствующих полномочий и не смог добиться доступа к этой программе и внедрения новой, оставшись по масштабу на уровне отдела министерства. Число сотрудников офиса насчитывает сотню человек, как рассказал губернатор Сахалинской области Олег Кожемяка, притом, что налоги от отрасли в 2021 году составляли около 400 млрд рублей, по данным ФНС.
Жаль, потому что Ростуризм предлагал очень важную для экономики страны программу (новый нацпроект), который мог бы вывести доступ к господдержке на новый уровень, позволив включиться в неё представителям малого и среднего бизнеса, получая гранты и 3%-ные кредиты. Организация также разработала новый закон о туризме, который теперь будет обсуждаться её преемником.
Функции координации туризма были переданы туда, откуда убраны несколько лет назад — в Минэкономразвития России. В. Путин подписал соответствующий указ, подчеркнув, что не видит необходимости в едином управлении туризмом. Во главе направления останется вице-премьер Чернышенко, а отдельные важные составляющие (такие как пляжные зоны) будут курировать главы регионов.
Ну, пусть экономическая часть планирования останется в экономическом подразделении. В конце концов, туризм — это просто бизнес, очень выгодный бизнес причастных к нему лиц. И зачем что-либо менять, если всех всё устраивает?!