Туры в Японию, которые так активно продвигались местным правительством начиная с 2012 года и радовали глаз торговцев страны, стали большой проблемой для японцев, численность которых имеет тенденцию к сокращению. Туристов в Японию приезжает столько, что они набиваются в туристические места как сельди в бочку. Большую часть туристов составляют жители Китая.
Хотя мигрантов правительство не пускает, а туристам радо, 28 миллионов иностранных туристов в 2017 году доказывают реальность достижения цели заполучить 40 миллионов туристов к 2020 году (Япония тогда примет Олимпийские игры), и вызывают нешуточное беспокойство. Да, триста пятьдесят миллионов долларов от туризма — это хорошо.
Но у этого успеха есть и оборотная сторона, которую японцы называют «kankō kōgai» — что-то вроде «выбросы, загрязнения от туризма». Это значит, что объекты туристической инфраструктуры не были в должной мере рассчитаны на стремительный поток гостей. Теперь японцы, живущие в старой столице Киото, например, не могут влезть в общественный транспорт, переполненный иностранцами, или зайти пообедать в ресторан. И совсем тяжко жителям от шума, производимого гостями, не стесняющимися кричать на улицах или кушать на ходу. Для японцев это неприемлемо.
Постепенно приличные заведения общепита и отдыха отказываются от рекламы и страничек в соцсетях, делая выбор в пользу «своих». Они перестают «понимать по-английски», не предлагают меню на других языках, не берут к оплате банковских карточек и не принимают бронирований от туркомпаний. Появляются магазины только для японцев, аналоги которым хорошо знакомы россиянам, ездящим в Италию, например.
«Деньги, заработанные на приеме иностранных туристов, не приносят нам счастья», — сетуют местные жители. А популярный японский комик Такеши Китано заявил по телевидению: «Япония пожертвовала своей культурной идентичностью ради денег, иностранный туризм загрязняет японский дух». В каждой шутке, как говорится, есть доля шутки.
Специалисты по турам Японии вместе с правительством ищут пути решения проблемы. Они думают и над новыми маршрутами как аналогами переполненных, и над дополнительной инфраструктурой. С 2019 года японцы платят налог на выезд в размере 1’000 йен ($9), за счёт которого будут решаться транспортные проблемы. Но все понимают, что налогов не хватит — понадобятся существенные бюджетные расходы, если правительство хочет принимать 40 миллионов гостей.
Есть и ещё одна ложка дёгтя. Частью официального плана туризма является легализация азартной игры (казино), ориентированная на привлечение тех же китайцев. Тема неприятная, и китайцев японцы недолюбливают. А вот россияне покупают туры в Японию значительно реже — в 2017 году таких было только 77 тысяч человек (+40.8% к 2017 году) и пока не сильно загрязняют инфраструктуру.