Многовековая история академической музыки открывает перед меломанами целую энциклопедию разнообразных стилей и жанров. О каждом из них можно составить увлекательный рассказ, стоит лишь обратиться к его истокам и лучшим плодам. Сегодня в центр нашего внимания поместим жанр инструментальной рапсодии.
Родом из Древней Греции
Название жанра происходит от греческого ῥαψῳδία, что дословно переводится как песнь или рассказ рапсода (певца-сказителя). В Древней Греции рапсоды составляли определенную часть общества и были своего рода профессиональными певцами-ораторами. Каждый рапсод обладал специальным жезлом, предъявление которого означало его право выступать перед публикой.
Что исполнял рапсод? Рапсодика – явление позднего древнегреческого эпоса. В противоположность более ранним певцам-аэдам, которые могли импровизировать текст под аккомпанемент лиры, рапсоды исполняли относительно закрепленные тексты поэм, в частности Гомера (XVIII в. до н.э.). Среди известных рапсодов Древней Греции можно назвать первого греческого поэта Гесиода.
Первое употребление слова «рапсодия» по отношению к музыкальному сочинению относится к рубежу XVIII-XIX веков. Так стали именовать сочинения в свободной форме, в которых композиторами использовались мелодии народного фольклора. Не удивительно, что именно эпоха романтизма с ее искренним и всеобщим интересом к национальным особенностями музыкального творчества стала отправной точкой в зарождении подобного жанра.
Истоки рапсодии в романтическом искусстве также не удивительны с той точки зрения, что жанр предполагал включение определенных речитативных и декламационных эпизодов, а повествование велось от имени героя.
Великие рапсодии
Одним из первых сочинения в жанре рапсодии создал Ференц Лист. Его 19 «Венгерских рапсодий» создавались в период 1851-85 годов и включили подлинные мелодий венгерского стиля вербункош – городской музыки Венгрии времен Листа. Композитор, будучи блестящим пианистом, направил рапсодию по пути виртуозного сочинения для фортепиано (хотя часть из них была переложена им и для оркестра).
Вторая «Венгерская рапсодия» Ф. Листа в исполнении Сергея Рахманинова:
Свободный характер жанра позволял композитор воплощать в нем различные образы. Так, совершенно противоположна сочинениям Листа «Рапсодия» ор. 53 (1869) Иоганнеса Брамса, созданная для оркестра, мужского хора и солирующего контральто. Сочинение на строфы «Зимнего путешествия в Гарц» Гете, пронизанное глубокой скорбью, стало личным откликом композитора на сообщение о предстоящей свадьбе одной из дочерей Роберта Шумана и Клары Вик Юлии. Будучи близким другом семейства Шуманов, Брамс питал нежные чувства к юной девушке и был буквально сломлен сообщением о помолвке.
Подлинным шедевром является «Рапсодия на тему Паганини» Сергея Рахманинова (1934). Положенный в основу сочинения легендарный 24 Каприс для скрипки соло Н. Паганини удивительным образом переплетает в серии из 24 вариаций с католическим гимном Dies Irae (День гнева), имеющим в творчестве композитора значений одного из лейтмотивов. Созданная в годы эмиграции, «Рапсодия» была впервые исполнена с автором в качестве солиста в США в 1934 году.
«Рапсодия на тему Паганини» в исполнении Михаила Плетнева и Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Юрия Темирканова (запись 1983 года):
Не менее знаменита другая рапсодия для фортепиано и оркестра – Rhapsody in Blue Джорджа Гершвина (1924). Заказанная молодому композитору в качестве эксперимента по объединению академической и джазовой традиций, «Рапсодия в стиле блюз» стала подлинной визитной карточкой Гершвина.