Выступление симфонического оркестра с фортепиано, скрипкой или флейтой – классика, знакомая многим. Но нередко в качестве солистов композиторы задействуют весьма экзотических музыкантов. Некоторые примеры – в нашем материале.
Концерт для маультроммеля и мандоры
Целая серия концертов австрийского композитора и органиста Иоганна Георга Альбрехтсбергера (1736 – 1809), учителя Бетховена, способна поставить в тупик весьма просвещенных в сфере музыки людей. Речь идет, конечно, о его 7 концертах для маультроммеля, мандоры и струнного оркестра. Обратимся к словарю.
Маультроммель – австрийская (немецкая) разновидность варгана, язычкового самозвучащего инструмента. Инструмент при игре прижимают к губам, а язычок внутри рамки приводят в движение пальцем. При этом музыкант дыханием и артикуляцией может изменять высоту звука.

Мандора – струнный инструмент семейства лютневых с 4-6 наборами струн. Звук извлекали щипком пальца или с помощью плектра, например, из кончика пера.

Концерты для маультроммеля и мандоры Альбрехтсбергера – уникальный пример соединения классических традиций и австрийской народной музыки. В современном исполнении мандору часто заменяют арфой, так как звучания этих инструментов во многом похожи.
Волны Мартено
Электроакустический инструмент Волны Мартено был сконстрирован в 1928 году французским изобретателем Морисом Мартено. У исполнителя под рукой две клавиатуры. Одна из них аналогична фортепианной и определяет высоту исполняемого звука. Другая маленькая клавиатура нужна для регулировки громкости звука.

Какой изумительный звук! Просто фантастика.
Морис Равель о волнах Мартено
Новое музыкальное изобретение буквально всколыхнуло музыкальный мир Франции. Для необычного инструмента писали Равель, Онеггер, Мийо, Мартину и другие французские композиторы.
«Неизданные листки» для волн Мартено и фортепиано были опубликованы уже после смерти Оливье Мессиана. Композитор неоднократно обращался к мистическому звуку электрофона, создав для него также Симфонию и цикл пьес «Праздник прекрасных вод».
«Садовая симфония» Александра Чайковского
Произведение написано в 2013 году. Симфония посвящена дирижёру Марису Янсонсу и впервые прозвучала летом 2014 года в Мюнхене. Уникальность этого произведения – в соединении на одной сцене симфонического оркестра и квартета русских народных инструментов (домра малая, домра-альт, баян и балалайка-контрабас).

Музыкальная картина в ироничной форме рисует музыкальную «баталию», развернувшуюся в городском саду. Тут играют духовой оркестр, струнный ансамбль и народный коллектив. У каждого – своя мелодия, которые в определенные моменты буквально сталкиваются лбами.
По-немецки основательный лендлер в изложении оркестра и русская плясовая тема у народных инструментов сближаются и перемалываются в разработке одночастной симфонии, в которой также внезапно выскакивает «Цыганочка». Создается уникальное впечатление доносящихся звуков с разных концертных площадок.
Произведение создано с юмором и большим композиторским мастерством. 25-минутная симфония слушается на одном дыхании, а разворачивающиеся в городском саду соревнования увлекают доброй иронией. Неудивительно, что это произведение с момента премьеры пользуется огромной популярностью.
Услышать «Садовую симфонию» Александра Чайковского в ближайшее время можно 9 июня в Большом зале Московской консерватории. В программе «Шедевры русских композиторов» также прозвучат произведения Римского-Корсакова, Рахманинова и Шостаковича.
Музыке как действительно живому искусству свойственны эксперименты. Это с полным правом можно сказать про искусство любой эпохи. Отход от традиций и включение в партитуру нетрадиционных участников мы встречаем, буквально, от барокко до сегодняшних дней.