8 апреля 2017 года Благотворительный фонд содействия музыкальной культуре «Бельканто» представляет в Кафедральном соборе Петра и Павла одно из величайших духовных сочинений мировой музыки — «Реквием» В.А. Моцарта.
Реквием для себя
История создания В.А. Моцартом «Реквиема» овеяна тайной и мистикой. Летом 1791 года, менее чем за полгода до смерти композитора, к нему обратился незнакомец в черном одеянии с просьбой написать Реквием. Мужчина оставил солидный задаток, но не указал композитору сроки.
Моцарт, испытывавший в это время большие денежные трудности, не смог отказаться от работы. Композитор приступил к созданию заупокойной мессы, но предчувствовал, что пишет Реквием для себя:
«мой час пробил. Я должен умереть. Я чувствую это с такой уверенностью, что мне не требуется доказательств. Надо послушно склониться перед волей Провидения. Итак, я заканчиваю свою погребальную песнь. Я не вправе оставить ее незавершенной»
Из письма В.А. Моцарта от 7 сентября 1791 года
Необходимо заметить, что мистики в заказе Моцарту заупокойной мессы не было. Позднее, через некоторое время после кончины композитора, имя странного незнакомца открылось. Им оказался граф Вальзег, который заказывал композиторам сочинения, а затем выдавал их за собственные. Когда Реквием Моцарта стал готовиться к печати, граф явился к вдове композитора и потребовал ее вернуть ему задаток за создание сочинения.
Сочинение Реквиема шло чрезвычайно быстро. Моцарт, чьи жизненные силы были на исходе, не жалел себя и работал на пределе возможностей. Ближе к зиме ему стало трудно писать самому. Он начал диктовал сочинение Францу Зюсмайеру — своему ученику, который жил с семьей Моцартов в одном доме. Одним из последних номеров, созданных Моцартом, стала Lacrimosa («Слезная»). Она была завершена композитором 4 декабря, за день до смерти.
Завершение Реквиема по наброскам великого гения завершил Зюсмайер. Премьера сочинения состоялась спустя два года после смерти Моцарта в 1793 году в Вене.
Реквием (от лат. отдых, успокоение) – заупокойная месса, название которой происходит от начальных слов «Requiem aeternam dona eis, Domine» – «Вечный покой даруй им, Господи». Следование частей идет согласно римскому католическому ритуалу. Жанр реквиема и порядок следования музыкальных частей установился в 14 веке и далее претерпел значительное развитие в творчестве западноевропейских композиторов: к началу 18 века реквием приблизился к опере, симфонии (в частности у Моцарта) и к 19 веку стал монументальным произведением, сочетающим признаки симфонии и оратории (Берлиоз, Верди).
В исполнении «Реквиема» 8 апреля принимают участие:
Тульский государственный хор под управлением Сергея Сидоренко
Государственный духовой оркестр России
Солисты: Серафима Коняшина (сопрано), Евгения Сегенюк (меццо-сопрано), Григорий Кузнецов (тенор) и Михаил Юркус (бас)
Партия органа – Анастасия Сидельникова
Когда: 8 апреля 15.00
Где: Кафедральный собор Петра и Павла, Старосадский пер., 7. М. Китай-город
Источники: Belcantofond, Belcanto
Предлагаем прослушать две части из Реквиема Моцарта Confutatis и Lacrimosa в исполнении Венского симфонического оркестра и хора под управлением Герберта фон Караяна. Запись 1987 года.