Что может связать воедино «Реквием» Верди второй половины XIX века и блокаду Ленинграда? Конечно, настоящее искусство и вечная память об ушедших героях.
В 1874 году в соборе Св. Марко в Милане на суд слушателей предстала одна из самых прекрасных поминальных месс – «Реквием» Джузеппе Верди. Она была посвящена композитором властителю умов молодого поколения тех лет итальянскому поэту Алессандро Мадзони, которого сравнивали по поэтической мощи с великим немецким поэтом Гёте.
На той знаменитой премьере 22 мая 1874 года, носившей название Messa da Requiem per l’anniversario della morte di Manzoni 22 maggio 1874, было и католическое богослужение, и девушки-певицы в чёрных одеяниях. Христианский, церковный стиль подачи «Реквиема» сохранился и в последующих трёх премьерных постановках театра Ла Скала, где та же группа музыкантов воссоздала в полноте духовный трепет церковной молитвы.
Тема поминальной музыки в честь своих великих современников владела Джузеппе Верди на протяжении нескольких лет. Впервые он предложил своим коллегам создать общую музыкальную мессу на помин своего старшего современника и единомышленника в оперном деле Джакомо Россини в 1868 году. Тогда планам не суждено было реализоваться, но сам Верди создал «Libera me» — одну из самых ярких частей своего «Реквиема».
Месса в память Мадзони вышла выдающимся музыкальным произведением, потрясшим современников. «Только гений, — сказал Иоганн Брамс, — мог написать такое произведение». Произведение предстало богатым драматическим музыкальным полотном, написанным в период зрелости композитора. Это было нечто среднее между оперой и симфонией. Слушая это большое музыкальное драматическое творение, которое переносит нас в страх Божий, в проблематику отпущения грехов, вечный покой, может показаться, что последнее слово должно остаться за одним из современников Верди, поминаемых им.
Ряд либеральных музыкальных критиков тех лет иронически окрестил шедевр Верди «оперой в церковных одеяниях». Они упрекнули композитора за то, что он написал слишком оперную мессу для церкви, но и чрезмерно духовную музыку для оперного жанра.
Вместе с тем, Верди в своём «Реквиеме» не следует церковному стилю – иначе бы он ввёл органное звучание, и не цитирует католическую литургические песнопения. Моление достигается иными вокально-инструментальными средствами, которые создают неповторимую звуковую красоту и напряжение восьми частей.
Первая большая часть – «Даруй им вечный покой» (Requiem aeternam) – течёт плавно, в сопровождении тихого струнного аккомпанемента. Здесь, как и в «Господи, помилуй!» (Kyrie) Верди накапливает силы для развития последующих линий полифонии. Вторая часть — «День гнева» (Dies irae) — самая длинная (получасовая) и мощная по звучанию, снабжена ударами грома и обжигающими диссонансами. Она открывается резкими медными звуками. «Даруй им вечный покой» и «День гнева» повторяются в седьмой и заключительной частях «Реквиема». А в финале великий Верди складывает хоровые партии в беспокойную фугу.
Обрели ли вечный покой выдающиеся современники великого Верди, о которых он так горячо просил Создателя? Хочется верить, что такое сильное моление за них возымело действие.
Хотя «Реквием» получил всеобщее признание и считается одним из самых блистательных произведений в мировой классической музыке, но исполняется оно нечасто. Можно себе представить, какого духовного и вокального усилия требует от исполнителя Джузеппе Верди.
Ближайшее исполнение великой музыки на русском языке состоится 27 января 2019 года в Концертном зале имени Рахманинова «Филармонии-2», где за дирижёрским пультом встанет наш выдающийся и любимый Владимир Иванович Федосеев.
Организаторы концерта посвятят исполнение 75-летию блокады Ленинграда. 872 дня борьбы ленинградцев – этих героев, подвигами которых выстояла Великая Русь в борьбе со страшным врагом, кто, как не они достойны этой великолепной заупокойной мессы и благодарной памяти потомков?