3 апреля 2017 года в Концертном зале им. П.И. Чайковского Государственный академический Большой симфонический оркестр под управлением Владимира Ивановича Федосеева представит программу «Ромео и Джульетта». Во вдохновенном мастерском исполнении прозвучат сочинения Чайковского, Прокофьева и Бернстайна. А тема вдохновляет музыкантов начиная с XVIII века.
Сюжет для музыки
Шекспировский сюжет, повествующий о любви молодых людей из враждующих семей, получил достаточно много воплощений в музыкальном искусстве. Гектор Берлиоз, обратившийся к трагедии У. Шекспира в 1830-е годы, восклицал: «Какой сюжет! В нем все до единой строчки словно создано для воплощения в музыке».
Шекспировская трагедия, датируемая 1594-95 годами, стала появляться в музыкальном театре с последней трети XVIII века: оперы Г. Бенда, С. фон Румлинга, Н. Зингарелли; балеты Д. Штайбельта, Л. Марескальки и др. На фоне этих композиторов, чье творчество сейчас относится к так называемому второму плану музыкальной истории, возвышаются шедевры В. Беллини, Г. Берлиоза, Ш. Гуно.
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» Петра Чайковского была задумана в 1869 году. Идею обращения к шекспировскому сюжету молодому 29-летнему композитору подсказал Милий Балакирев: «Петр Ильич, Вы должны записать в звуках эту историю победы любви над смертью. Этот сюжет для Вас».
Работа над увертюрой-фантазией, жанр которой Чайковский выбрал при воплощения сюжета, шла быстро и уже в марте следующего года в Москве состоялась премьера сочинения. В течение жизни Чайковский еще не раз возвращался к этому сочинению, внося различные правки в оркестровое письмо. Собственно и сам сюжет Шекспира достаточно полно завладел композитором: известно о желании Чайковского создать большую оперу. К сожалению, из задуманного был осуществлен только дуэт влюбленных под аккомпанемент фортепиано.
Работа над балетом «Ромео и Джульетта» была завершена Сергеем Прокофьевым в 1935 году. Свое обращение к трагедии Шекспира композитор объяснил желанием «найти лирический сюжет».
История постановки этого балета достаточно сложна. Большой театр, заключивший с Прокофьевым договор о постановке нового балета, отказался выполнять обещание. Объяснение было простое: «Эта музыка не танцевальная».
После пробной постановки в Чехословакии балет все же вышел на сцену театра СССР – это произошло в Ленинграде в 1940 году, а в Москве в 1946. Хореографию осуществил Л. Лавровский, а в роли Джульетты выступила Галина Уланова. С этого момента спектакль шел без перерыва до 1979 года, а до 1973 в нем блистала Уланова, для которой роль Джульетты была без доли сомнения главной в жизни.
История на все времена
Шекспировский сюжет остается актуальным и в музыке ХХ века. Вспомним музыку Н. Рота к фильму Ф. Дзеффирелли (1968) или бродвейский мюзикл «Вестсайдская история» Л. Бернстайна (1957).
«Вестсайдская история» Бернстайна – это своего рода перенос шекспировского сюжета в Америку 50-х годов ХХ века. По сценарию А. Лорентса противостояние охватывает две уличные банды, участниками которых являются Тони и Мария. Сохранена и сюжетная линия Меркуцио – в мюзикле это брат Марии Бернардо. Яркая музыка мюзикла и раскрытие в нем острых социальных проблем, актуальных и в наши дни, сделали это сочинение необыкновенно популярным.
Когда: 3 апреля 19.00
Где: Концертный зал им. П.И. Чайковского, Триумфальная площадь, 4. Метро Маяковская, Тверская