На вопрос христианина: зачем Самому Иисусу Христу понадобилась Его жизнь, даёт ответ творчество Димитриса Митропулоса — известного дирижера и композитора США 1930-1940х годов, православного христианина, написавшего в 19 лет заглавное произведение роскошного музыкального концерта в Новой Опере «Митропулос. Барбер. Равель. Прокофьев» — «Погребение».
В целом, все четыре композитора: Митропулос, Прокофьев, Барбер и Равель объединены темой пацифизма и Веры. Вошедшие в программу произведения написаны по итогам страшной человеческой бойни — Первой или Второй Мировой войны.
В 1930 г. на концерте с Берлинским филармоническим оркестром Митропулос исполнил 3-й фортепианный концерт Прокофьева, дирижируя коллективом одновременно с игрой на фортепиано. То же в память о безвременно ушедшем маэстро-монахе, это в Новой Опере повторила Ева Геворгян.
Пианистка и дирижер, обладающая в числе прочего потрясающей косой, сумела раскрыть всю красоту и глубину одного из самых совершенных произведений Прокофьева.
Роскошная музыкальная бутоньерка — самый изысканный аксессуар в мужском костюме, неожиданный подарок-сюрприз, который авторы концерта и исполнители с чувством и сердцем одарили зрителей москвичей и гостей-столицы. Давненько я не испытывал такого наслаждения от замечательного музыкального действия.
Хочется спорить и спорить с ЮНЕСКО, возражая ему в том, что нынешняя жизнь человеческой цивилизации объята путами искусственного интеллекта (ИИ), который правит не только судьбами людей, но и их душами.
Любая музыка — это плод человеческого творения, где сам человек и есть тот самый высший интеллект, высший синтезатор, где-то когда-то подглядевший или услышавший тот или иной звук, ту или иную мелодию, которую с присущей только ему индивидуальностью он сумел особым образом синтезировать.
ЮНЕСКО объявил 2024 год годом ИИ. Многие общественные организации продолжают отмечать его и в 2025 году. Но не будем вдаваться в политические или религиозные глубины, «не то у нас в предмете».
Оперный дом подарил нам потрясающий музыкальный концерт, который я рассматриваю как единое музыкальное полотно. Несмотря на разницу авторов, жанров, музыкальных целей и разного уровня исполнения произведений, эпическая картина едина.
Все произведения, каждое по-своему — роскошная музыкальная бутоньерка, ни убавить, ни добавить что-либо в неё нельзя. Душа и сознание зрителей ликует, ощущая их высокий пафос, звуки неземной красоты. Благодаря дирижеру Алексею Рубину, нам не приходиЛОСЬ вдаваться в профессиональные музыкальные особенности шедевров, лишь наслаждаться, растворяясь в них.
Получить такое удовольствие зрителя — большая радость, и нет слов благодарности организаторам концерта и исполнителям.
Начиная с первого произведения грека-американца, вслед за которым идёт Концерт№3 Прокофьева (произведение очень сильно отличается от тех вещей, что на слуху — это кульминация его музыкального творчества), во втором отделении появляется ещё одна вещь из репертуара Митропулоса, которую дирижер исполнил с Нью-Йоркским филармоническим оркестром и снабдил цитатой Еврипида в 1956 году. Это «Медея» Барбера, признанная одним из ярчайших симфонических шедевров XX века.
Заключительным аккордом стало произведение Равеля, уникальное для творчества композитора, которое демонстрирует всю яркость темперамента французского баска в исполнении оркестра Новой Оперы.
Начиная от тихого вступления, наполненного ароматом горных вершин Пиренеев и Альпийских красот долин его любимой Франции, в зал передаются все оттенки музыкальных настроений его необыкновенного произведения — шедевра, который, если не знать автора, как будто не принадлежит автору «Болеро», но самому Бетховену — автору «Героической».
Я побывал на очень сильном по воздействию и впечатлению музыкальном действии, где в конце каждого музыкального произведения дирижера и оркестрантов непременно вызывали на бис, и не на один. Публика была в восторге.
Концерт, проведенный в рамках Крещенского фестиваля — редкий по изяществу и качеству музыкальный подарок, которым Новая Опера одарила пришедших в этот вечер зрителей. Я думаю, что концерты такого плана должны стать визитной карточкой руководства оперного дома, а нам остается пожелать успеха в их начинаниях.