Туры в Иран, в 2017 году ставшие для россиян возможностью увидеть древние памятники персидского царства и не получать при этом визы, могут пострадать от выхода США из политического соглашения с Ираном 2015 года. Хотя наша страна в союзе с Китаем и заявила, что не даст в обиду Иран, но туристическая отрасль Ирана, начавшая было стремительно расти, опасается последствий.
Туристы, после долгого перерыва 1979-2015 года начавшие открывать для себя мечети, древние руины и горнолыжные курорты Ирана, оценили богатства страны и одновременно дешевизну туров. Если в первое время местные жители, никогда не видавшие иностранцев, относились к ним как к диковинке и пытались вступить в разговор, то со временем они пообвыклись и перестали беспокоить приезжающих назойливым вниманием. Последнее препятствие ушло. Но тут эта опасная выходка Дональда Трампа поставила под угрозу судьбу растущего туристического сектора.
В 2017 году Иран посетили шесть миллионов туристов, это — рекорд за последние сорок лет. Россияне пока составляют здесь мизерные объёмы — хотя точные данные о выезде наших сограждан в Иран ещё не обнародованы, но, по последней опубликованной статистике на сайте Ростуризма, за семь месяцев 2017 года число российских поездок в Иран не превышало девять тысяч. Иран располагается на 53 месте в распределении выездного туристического потока русских туристов.
Американцы также не являются существенной группой туристов в стране, основная доля путешественников прибывает сюда из Азии и Европы. Но американское решение может иметь косвенное воздействие на турпоток: с одной стороны, действия США окажут психологическое воздействие на туристов Европы и Азии, с другой — санкции, налагаемые на страну, могут помешать иранцам договариваться о турах в Иран с европейскими компаниями. Да и есть вероятность, что Евросоюз присоединится к американским санкциям.
Тем не менее, иранское руководство пыталось привлечь двадцать миллионов туристов в страну к 2025 году, в том числе заключив соглашение с Россией о безвизовом режиме въезда туристических групп. Удастся ли это сделать в свете решения Трампа — покажет время. Но россияне точно не смогут обеспечить этого объёма. Для сравнения, турпоток в «раскрученную» Турцию — это порядка 5 миллионов россиян и двадцать пять миллионов зарубежных туристов со всего мира. Китайцы тоже вряд ли выручат в полной мере — в Россию, например, в 2017 году приезжало всего полтора миллиона туристов из Поднебесной. Придётся договариваться с Европой.