26 августа 2016 года в Алтайском крае состоялось заседание президиума Государственного совета «О мерах по повышению инвестиционной привлекательности санаторно-курортного комплекса в Российской Федерации». На заседании обсуждались ключевые вопросы развития внутреннего туризма, докладчиками выдвигались предложения, направленные на улучшение ситуации в отрасли.
Одним из важных предложений в этой сфере является вопрос о введении регионального курортного сбора. Данное предложение предусматривает, что туристы, путешествующие по России, должны будут уплатить туристический сбор.
Предполагается, что размер такого сбора будет небольшим (около 100 рублей). Он будет включен в стоимость туристической путевки, и эти средства пойдут на развитие инфраструктуры в регионе пребывания туриста. Развитие некоторых проектов уже предусматривает финансирование на такой основе. В частности, губернатор Алтайского края сообщил на заседании: «Администрацией края в прошлом году принято решение о создании вокруг Белокурихи, в том числе на территории двух прилегающих сельских районов, природного парка регионального значения общей площадью около 40 тысяч гектаров, играющего роль экологического пояса безопасности нашего курорта. Источник финансирования таких мероприятий может быть также сформирован через введение на первом этапе механизма курортного сбора на пилотных территориях».
Относительно данной инициативы важное замечание сделал министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев: «В части курортного сбора я лично был бы очень осторожен. Смотрите, опять же здесь, в «Белокурихе», один приезжающий в среднем оставляет 9’000 рублей в сутки, примерно половина – проживание и так далее, а остальное – это услуги, которые он покупает. Вот мы говорим, 100 рублей – это маленькая цифра, она будет не замечена. А так ли это? Грубо говоря, если мы 100 рублей, скажем, платим, это будет 9100 вместе, или это останутся те же самые 9000, только он не заплатит, не купит какую то услугу. И психологически для туриста во многом это так. Одно дело – вы продайте ему какую нибудь услугу дополнительную, он вам ещё тысячу оставит, а просто так 100 рублей он десять раз подумает и сочтёт, что это такое, не совсем комфортное, к нему отношение».
Президент Национальной курортной ассоциации Александр Разумов предложил классифицировать деятельность, связанную с санаторно-курортным лечением, как медицинскую деятельность. По его мнению, «приравнивание санаторно-курортной деятельности к медицине даст возможность не просить изменить налог на прибыль, а для медицинских организаций совершенно другие преференции. А так получается, что по статусу это медицинская организация, а по сути своей деятельности основной – по медицинской деятельности – не относится к медицинской деятельности».
Министр культуры Владимир Мединский предложил субсидировать российских туроператоров из федерального бюджета для стимулирования въездного и внутреннего туризма. По словам министра, «такой способ привлечения туристов есть за рубежом: Турция, Таиланд, Кипр, Египет, — используют его по сей день. Они напрямую стимулируют иностранные турагентства и платят за каждого приехавшего туриста. Поэтому мы также в январе подняли этот вопрос, чтобы ввести временно аналогичную систему и у нас, когда, естественно, для стимулирования въездного и внутреннего туризма мы доплачиваем туроператорам, при этом, естественно, с массой условий, никто не собирается субсидировать Сочи в августе. Это может быть только вместе с регионом на паритете 50 на 50, если регион заинтересован, только не в сезон, только крупные организованные группы, это всегда выгодно – пакетные продажи, и новые, «нераскрученные» направления».
Журнал «Э Вести» обратился к туристическим компаниям, чтобы узнать их мнение по выдвинутым инициативам. На вопросы ответили: директор по продажам компании “OneTouch&Travel” Иван Бубляев, генеральный директор туристической компании «Дельфин» Сергей Ромашкин.
ЭВ: По Вашему мнению, эффективно ли введение туристическогго сбора? Приведет ли это к реализации поставленной задачи и благоприятно ли такое решение для отрасли?
Сергей Ромашкин: Я считаю, что введение регионального сбора однозначно негативно скажется и на турпотоке, и на имидже курортов. Это все выглядит, как будто от туристов санаториям нужны только деньги. Это не очень удачный ход с точки зрения маркетинга, т.к. это подразумевает, что курорты не рады туристам, но рады их деньгам. Мне казалось, что такие сборы в той или иной мере должны изначально быть заложены в стоимости услуг курорта. То есть, часть денег, отданных туристом за услуги курорта, поступает в местный или федеральный бюджет в виде налога. А получается, что вместо развития бизнеса, мы говорим туристу: делай что хочешь, но не забудь сто рублей уплатить. Сегодня у нас есть люди, которые отдыхают, вы не поверите, на 5000 рублей. Если даже такой налог и вводить, с чем я не согласен, то его надо вводить в процентах к стоимости путевки, дифференцировать. Если человек платит 900 рублей в сутки, то для него 100 рублей это серьезная сумма.
Я также согласен с Улюкаевым, что должна быть прозрачная схема расходования этих средств. Нужно демонстрировать реальный результат. К примеру, отремонтировать какое-нибудь здание и повесить табличку, что здание отремонтировано на деньги туристического сбора. Тогда люди увидят, что деньги не пропали, а использованы по назначению.
А вообще, эта тема уже обсуждается лет пять. Были моменты более удачные и менее удачные. Я считаю, что сейчас еще и момент крайне неудачный: реальные доходы населения падают, ВВП падает. Вроде бы год назад хотели стабилизировать налоговую систему, а сейчас вводят новый налог для туристов. Отрицательный имиджевый эффект превалирует над экономикой этого нововведения.
Иван Бубляев: Безусловно, данная мера эффективна, если деньги, полученные таким путем, действительно будут использоваться по назначению, и буден виден результат вложения данных средств. Идея не нова: ею пользуются по всему миру. Но повторюсь, что здесь будет важен процесс прозрачности сбора средств и последующего их вложения. Что касается, вопроса о последствиях введения регионального сбора, то это вопрос расчета и последующих шагов по реализации прозрачности сбора и вложения полученных средств.
ЭВ: Как Вы считаете, нужно ли относить санатории к медицинским учреждениям? Если да (нет), то почему?
Сергей Ромашкин: Было бы правильным решением отнести санатории к медицинским учреждениям. Сегодня серьезные санатории – это практически те же больницы, но с более комфортными условиями проживания. Другое дело, что есть и условные санатории, которые просто оказывают некоторые спа-процедуры, с этим нужно разбираться.
Иван Бубляев: Все что касается здоровья человека, должно иметь отношение к медицинским учреждениям, получать все необходимые разрешения, лицензии и соответствовать нормам и стандартам современной медицины.
ЭВ: По Вашему мнению, приведет ли субсидирование туроператоров к развитию внутреннего туризма?
Сергей Ромашкин: Эта тема тоже давно обсуждается. Я боюсь, что, поскольку тут будут задействованы бюджетные деньги, министр финансов скажет, что на такие задачи денег в бюджете нет. И будет совершенно прав. Сегодня многие страны стимулируют въездной поток таким образом. Известны некоторые суммы для привлечения туриста на свой курорт. Допустим, я знаю, что Франция ориентируется на цифру в 40 евро. К примеру, французы задумали привезти еще 100 немцев в Париж. Для этого они выделяют 4000 евро: на рекламу, ролик на телевидение в Берлине и т.п. Или эти деньги можно отдать немецким турагентствам, с тем чтобы они набрали 100 немцев во Францию.
Иван Бубляев: Вопрос, который требует тщательной проработки. Безусловно, как инструмент мотивации денежные доплаты использовать можно. О его эффективности говорить, сложно, т.к. многое будет зависеть от суммы. Если она большая, то и туроператоры, и турагенты на это пойдут с энтузиазмом, ну а если она будет маленькая, то это будет неинтересно. В любом случае, если к этому придут, то это должны быть точечные и хорошо просчитанные вложения. Конечно же, тогда «OneTouch&Travel» и другие партнеры на рынке будут дополнительно стимулировать спрос по внутреннему туризму.
ЭВ: Могли бы дать оценку ситуации с инвестициями в отрасль?
Сергей Ромашкин: Россия – страна с довольно непредсказуемым налоговым законодательством и прочими аспектами ведения бизнеса. Кроме того, туристический бизнес – не очень доходный, как это ни странно. Сроки окупаемости проектов отелей или санаториев достаточно велики. При инвестициях в такой проект надо закладываться на восемь-десять лет. Но чудес не бывает, и инвесторы ищут какие-то более быстро реализуемые проекты. Десять лет никого не устраивает, тем более в России.
При этом я не вижу, что инвестиций в отрасль нет. Может быть, нет крупных вложений в туризм. Миллиарды долларов в России никто в туризм не вкладывает. А вкладывают, например, сто человек по десять миллионов долларов. Вот такие инвестиции есть. Такой процесс не останавливается ни в Краснодарском крае, ни в Алтайском крае. В Подмосковье тоже идет какая-то инвестиционная работа. Просто эти проекты не на слуху, они не такие масштабные, как строительство олимпиады. Например, сейчас есть волна, многие инвесторы хотят успеть построить к чемпионату мира по футболу во всех городах отели и другие туристические объекты, чтобы привлечь этих туристов.
Иван Бубляев: Для иностранных инвесторов мы пока не прозрачны, на внешнем рынке инвестиций — мы мало котируемся, и, к сожалению, у нас пока «плохой» имидж. Российский же инвестор привык к «быстрым» деньгам, туризм же даже в среднесрочной перспективе малоинтересен, и большинство проектов окупаются только в долгосрочной перспективе. Это, кстати, давно уже поняли на западе, и большинство туристских проектов имеют там государственную поддержку, как от федерального, так и регионального уровня, поскольку это и дополнительные рабочие места (на несколько десятков лет), и налоги, и развитие инфраструктуры.
По материалам заседания Госсовета и интервью с туристическими компаниями, можно выделить следующие взаимосвязанные проблемы на пути развития российских курортов:
Недостаток государственного финансирования. На протяжении длительного периода времени в сфере туризма выдвигались различные инициативы, связанные с финансированием, но сегодня у государства есть много других приоритетных проектов, требующих средств, поэтому господдержку получают только крупные туристические проекты.
Изношенность санаторно-курортного фонда. Министр здравоохранения Вероника Скворцова: «Общее количество санаторно-курортных организаций составляет 1875, при этом 33% – это государственные и муниципальные организации, 67% – уже сейчас частные и негосударственные, иные медицинские организации. 18% государственных санаторно-курортных организаций имеют износ, превышающий 80%. Реконструкция и модернизация требуют вклада в один объект от 85 до 200 миллионов рублей».
Так как государство не имеет достаточных средств для поддержки федеральной адресной инвестиционной программы, необходимо создать условия для передачи санаториев и других учреждений в собственность субъектов федерации. После передачи важным становится повышение качества таких объектов (реконструкция, ремонт, модернизация и т.п.) через использование инструментов концессии и приватизации. Это могло бы повысить конкурентоспособность российских курортов.
Слабая предсказуемость инвестиционного климата. Несмотря на внедрение механизма государственно-частного партнерства, по которому инвестору гарантируются неизменяемые условия сотрудничества, нестабильность на рынке остается достаточно высокой. Это также связано и с тем, что туристические проекты имеют долгие сроки окупаемости.
Источники: Официальное интернет-представительство Президента России