Около 60% россиян, если основываться на данных опроса ВЦИОМ, понимают, что на вопрос куда они поедут на майские праздники 2020 года или летом, им придётся ответить: никуда. Они останутся дома. 33-35% наших соотечественников сумеют выехать в сельскую местность — в деревню или на дачу. И только 10% верят в то, что ситуация с коронавирусом и снятием карантинных мер позволит им съездить в Крым или на Черноморское побережье Кавказа.
Впрочем, оптимизм планов россиян на жизнь не является новым явлением. Например, как рассказал Директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилл Родин, в 2019 году 39% русских планировали провести свой летний отпуск за границей, а выехали — 8% (пятая часть).
Летний отпуск в России тоже планируют, как без этого обойтись? Хотя доля тех, кто осмеливается планировать, будучи заложником обстоятельств, сократилась, но известно, что в основном люди собираются сидеть дома или на даче, но некоторые всё же надеются поездить по России (посетить Краснодар, Крым, Санкт-Петербург, Алтай) и даже выехать за границу. Оптимистов наберётся в общей сложности около 30%.
«Если у нас спад в планах, то в активное время тем более не надо ожидать активности», — горестно заключает Кирилл Родин.
В результате, большинство наших сограждан сегодня находится под влиянием мрачного настроения, которое отражается на их планах: 15% огорчены, 11% разочарованы, 10% находятся под влиянием негативных эмоций, 10% — не испытывают никаких, 9% грустны и только 9% не расстроились. А понимают ситуацию только 7% россиян. Такие вот неутешительные данные обнародовал ВЦИОМ.
Они подтверждаются и со стороны тех, кто занимается продажей путёвок и билетов. «Падение продаж всех видов транспорта составляет сегодня 80-90%», — говорит руководитель пресс-службы сервиса путешествий Туту.ру Наталья Анисимова. «Обычно доля запросов на обмен-возврат у нас составляла 3-5%, а 95% запросов — покупки. А сейчас наоборот», — рассказывает генеральный директор интернет-сервиса для путешественников Biletix Игорь Константинов. Удивительно, но 5% операций по-прежнему представляют собой покупки билетов — их делают те, кому крайне необходимо куда-то ехать.
90-95% зарезервированных ранее поездок отменяется, и люди хотят вернуть деньги «здесь и сейчас». Они по каким-то причинам не откликаются на призыв авиакомпаний перенести дату поездки или забрать сертификат/ ваучер.»Деньги ближе, когда они в кармане, — комментирует «Э-Вести» Игорь Константинов. — У ряда клиентов есть очень высокая лояльность к известным брендам: РЖД, Аэрофлоту, S7, им доверяют (мы часто слышим, например: «Я летаю только рейсами «Уральских авиалиний»). Недаром же выпускаются бонусные программы для пассажиров… Те, кому компании сообщили определённые ценности своего бренда, конечно, будут более сговорчивыми на альтернативу замены. Но не все такие, люди опасаются за судьбу своих денежных средств и будут настаивать на возврате денежных средств на свой расчётный счёт».
Очевидно, это подтверждает горестные заключения Кирилла Родина. Оптимизм некоторых российских компаний в сфере туризма относительно того, что соскучившиеся по поездкам россияне ринутся с середины лета посещать российские достопримечательности и курорты упирается в целый ряд факторов, основным из которых является платёжеспособность населения. Прогноз платёжеспособности выходит за рамки их компетенции. Но буквально сегодня Дмитрий Куликов, заместитель директора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА, допустил падение сферы туризма и авиаперевозок в России на 80-100%.
Это значит, что в подавляющем большинстве россияне будут возвращать деньги авиакомпаний и лишь единицы из них сумеют реализовать желаемые поездки по России, а тем более за рубеж. В оптимистическом сценарии ситуация сможет восстановиться в 2022 году.