Король танцев – вальс – не сразу был принят великосветским обществом. Его запрещали на балах и обвиняли в развращении нравов.

Вальс – сравнительно молодой танец, по мнению исследователей его рождение произошло только во второй половине XVIII века. Первоначально парный танец, в котором танцор мог достаточно близко «притянуть» к себе партнершу, родился в более свободном от норм высокого света народе. При этом истоком его могли стать танцы сразу трех европейских народов.
В Чехии веселый танец, в котором молодой человек притягивал к себе девушку за талию и кружил ее под звуки песен, носил имя фуриант или матеник. В Австрии танцевали лендлер – это был достаточно быстрый танец, в котором партнер кружил партнершу вокруг себя, а иногда мог и приподнимать ее.
В жанре лендлера написан вальс из первого действия оперы «Вольный стрелок» К.М. фон Вебера. В этой музыке еще нет той легкости и изящества, которые вскоре приобретет вальс.
Во Франции пары из народа с удовольствием танцевали вольту, па которой строились на движениях пар молодых людей и девушек. Танец этот был очень популярным: во время него молодые люди подбрасывали девушек и их длинные юбки на мгновение приоткрывали женские ножки, что будоражило мужскую фантазию. Подобная фривольность вскоре была приостановлена – кардинал Ришелье, чутко следящий за нравами нации, добился от Людовика XIII официального запрета на исполнение этого танца при королевском дворе.
В Англии запрет на исполнение фривольного вальса в аристократической среде привел к созданию специальных клубов, где без опаски можно было покружиться в парах и не бояться осуждения чопорного общества. Такие заведения, конечно, были необыкновенно популярны среди молодёжи и были своеобразным ответом на заявление о том, что вальс допустимо танцевать только семейным людям.
«Употребление пляски, вальсеном именуемой» было запрещено в Российской Империи в 1799 году в эпоху правления Павла I наряду с запретом на фраки, башмаки с лентами и круглые шляпы. Запрет этот, как и в Европе, умело обходили, вальсируя на закрытых балах и вечеринках.
Вальс добрался до танцевального олимпа к 80-м годам XVIII столетия. Столицей вальса стала Вена, признанными мастерами сочинения музыки для вальсирования – композиторы династии Штраус. Их летящие, помпезные, лирические и пышные вальсы стали настоящим символом эпохи и до сих пор являются культовыми образцами жанра.
И. Штраус. Вальс «На прекрасном голубом Дунае». Фрагмент традиционного предновогоднего концерта Венского филармонического оркестра.
Вальсы были не только свидетелями пышных балов. Этот танец стал и способом выражения лирических чувств и признаний. Таковыми были вальсы Фредерика Шопена, создаваемые им как откровения на знаменательные встречи и знакомства. Знаменитый си-минорный Вальс, созданный Шопеном в возрасте 19 лет, отметил его знакомство с Констанцией Гладковской.
Шопен. Вальс си минор, ор. 69 №2 в исполнении Михаила Турпанова.
Вышедший с крестьянских дворов и покоривший королевские дворы, вальс сохранил свою демократичность и удивительную гибкость. Школьный вальс, песня-вальс, фронтовой вальс… Пожалуй не было момента, в котором не было бы уместно звучание вальса. Дмитрий Шостакович при создании музыки к кинофильму о рабочих «Златые горы» создал два вальса, призванных нарисовать образ петербургских заводчан и их жизни в Советском Союзе.
Шостакович. Вальс из музыки к кинофильму «Златые горы» в исполнении Смоленского русского народного оркестра имени Дубровского.
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения