При обращении к жанру мессы у меломанов неизменно всплывает ассоциация с одним из величайших сочинений, созданных в этом жанре – Мессой си-минор И.С. Баха. Вопреки представлениям о том, какое впечатление производила эта музыка на прихожан во времена Баха, музыкальная наука вынуждена констатировать – баховское сочинение не предназначалось для исполнения в церкви.
Дитя церкви
Мессой в музыкальном обиходе называют многоголосное произведение, основанное на текстах католического ординария. Он формируется из пяти основных частей: Kyrie eleison, Gloria, Credo, Sanctus и Agnus Dei. Эти части перемежаются с так называемыми проприями – текстами и распевами на них, которые в зависимости от дня церковного года.
Зарождение мессы происходило еще в период Средневековья. Одно из первых авторских сочинений, созданных на текст ординария, относится к середине XIV века и создано французским композитором Гийомом де Машо. Спустя столетие месса выдвинулась на лидирующие позиции и стала активно развиваться в творческих исканиях композиторов.
В зависимости от выбранных методов сочинения мессы стали подразделяться на различные виды: мессы на cantus firmus с заданной мелодией в одном из голосов многоголосной фактуры, пародийные мессы с использованием цитирований сочинений других авторов, каноническая месса с григорианскими напевами. С развитием инструментального исполнительства в XVI веке, и прежде всего органного, в общую структуру мессы стали включаться развернутые инструментальные эпизоды, а позднее и некоторые вокальные части заменяться на органные обработки.
Дальнейшее развитие светской музыкальной культуры XVII-XVIII веков привело к театрализации жанра: из общего хора стали выделяться солирующие голоса, повышалась роль оркестра. Это следование современным тенденциям музыкального развития отличало жанр мессы на протяжении и следующих столетий. Она успешно откликалась и на симфонизм романтизма и на установки новых течений музыки XX столетия. При этом месса все чаще уходила от своих церковных корней, становясь светским музыкальным сочинением для концертного исполнения.
Великая Месса
Одна из первых концертных месс была создана задолго до эпохи романтизма и принадлежала перу Иоганна Себастьяна Баха. Ее создание относится к периоду 1748-49 годов, однако различные ее части создавались композитором ранее, начиная с 1720-х годов. Это сочинение, известное нам как Месса си-минор, при жизни Баха не могло быть исполнено в церкви. Лютеранская церковь, к которой относился немецкий гений, исключала исполнение полного латинского ординария, положенного в основу сочинения.
Каких-либо сведений об исполнении Мессы при жизни Баха нет. Важно отметить, что рукопись сочинения по счастливой случайности досталась сыну композитора К.Ф.Э. Баху — наиболее ревностному ценителю творчества отца. Он при составлении описания отцовского наследия в 1790 году обозначил ее «Большой католической мессой».
Вероятно, первое исполнение сочинения состоялось 20 годами позднее – в 1811 силами первого пропагандиста музыки Баха Карла Цельтера в Берлинской Певческой академии. Рукопись Мессы была передана в дар академии банкиром Авраамом Мендельсоном, отцом будущего композитора Феликса Мендельсона, который от Цельтера перенял любовь к музыке Баха и стал одним из наиболее ее горячих пропагандистов в эпоху романтизма.
Великая Месса И.С. Баха прозвучит в концерте Московской консерватории 13 ноября 2017 года. Сочинение будет исполнено Академическим большим хором «Мастера хорового пения» и Камерным оркестром консерватории под управлением народного артиста России Льва Конторовича.