Крещенский фестиваль в Новой Опере готовится одарить своих слушателей очередной премьерой – оперой «Самозванка» композитора Валерии Бесединой, написанной на либретто Святослава Беседина и поставленной Надеждой Столобовой. Произведение впервые прозвучит в полной камерной версии в Зеркальном Фойе театра 09 февраля 2017 года.
К эпохе Екатерины II обращались великие мыслители XVIII века, она привлекала исследователей и творцов века XIX, и по сей день остаётся одной из самых противоречивых и привлекательных в русской истории, поскольку проблематика тех лет по-прежнему витает в воздухе. Это касается как политических и социальных дилемм, так и вечных вопросов любви и смысла жизни. Каждый находит в них своё содержание, отвечает на эти вопросы в соответствии со своими взглядами и задачами.
Валерия Беседина, которой принадлежит идея оперы, нашла в ней вдохновение для настоящей русской оперы, вложила в неё свою любовь к родине и предложила авторский взгляд на царицу. Накануне премьеры она нашла возможность поделиться с читателями «Э-Вести» творческим замыслом и немного приоткрыть завесу тайны.
ЭВ: Скажите, пожалуйста, в связи с чем Вы обратились к теме «Самозванки»?
Валерия Беседина: В 1997 году в Театре им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко у меня состоялась премьера балета «Суламифь. Библейские истории» в блестящей постановке выдающегося хореографа Дмитрия Александровича Брянцева. И после аншлаговой премьеры балета мне захотелось написать русскую историческую оперу, причём именно в традициях М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, на современном музыкальном языке, но чтобы по эмоциям, по накалу он продолжал традиции наших великих мастеров.
Я обратилась к эпохе Екатерины II, потому что на момент 1997-1998 гг не было создано ни одного спектакля о Екатерине Великой. Я много лет работала над историческими документами, много читала, и искала либреттиста, человека, который знаком с законами оперной драматургии.
Написать либретто для оперы – это большое искусство и, к сожалению, мои поиски затянулись на долгие 12 лет. Каково же было мое удивление, когда мой 18-летний сын, студент факультета музыкального театра ГИТИСа, принес идеальный текст для готовых к тому моменту музыкальных эпизодов. Хотя к тому времени у него уже было издано две книги поэзии «Иномирие» и «Аллюзии», я не ожидала, что он справится с таким сложнейшим видом искусства, как оперное либретто. Когда мы начали сотрудничать, все развивалось стремительно, и опера была вскоре завершена.
Фрагменты оперы (хор, оркестр) впервые прозвучали в Красноярском Театре Оперы и Балета 5 февраля 2012 года. А 09 февраля 2017 года в Новой Опере будет представлен более полный по сюжету, по психологическому раскрытию образов вариант. Это уже полноценная камерная версия, где будет участвовать камерный хор Театра Новая Опера. Естественно, в таком виде нет массовых сцен, нет больших хоров, которые свойственны традициям русской оперы.
ЭВ: Чем Вас привлекла екатерининская эпоха и образ княжны Таракановой-Владимирской?
Валерия Беседина: Эпоха Екатерины II огромная, очень богатая событиями. Но для меня представляло интерес отразить в музыке такую яркую личность, как Екатерина, и противопоставить ей тоже интересную фигуру, авантюристку принцессу Владимирскую, которая пыталась претендовать на русский трон. У нас в опере образ Самозванки – это Княжна. Мы не называем её ни поздним названием княжна Тараканова, ни именем принцесса Владимирская, как она себя называла, но просто Княжна.
Когда Вы будете на спектакле, Вы увидите нашу главную сцену — дуэль, поединок этих двух ярких и сильных женщин. История умалчивает, была ли у них встреча. Есть догадки, что Екатерина не удержалась и посмотрела на Княжну, но это никакими документами не доказано. Поэтому в нашей опере, сверенной с историческими фактами, мы подаем их встречу как видение. То ли видение Екатерины, то ли видение Княжны.
Я часто задаю вопрос людям, которые знают русскую историю и эпоху Екатерины, чем она сильна, в чём заключается её главное достижение, величие? «Она сильна тем, — отвечают мне, — что она умела выбирать талантливых людей в своё окружение, и уже с их помощью вершила великие для России дела. Опера патриотична, но это не показной «ура-патриотизм», она патриотична изнутри, потому что в ней сочетаются русские традиции музыки, плюс мелодический язык и текст оперы. Юным автором-либреттистом в 2011 году были написаны слова, которые стали в чем-то пророческими: «…нынче Европа, на нас обозленная из-за побед наших ярких, блистательных. Кто такое простит?». Или такая фраза: «Земли ни пяди вы не потеряли, лишь приумножили империю свою, и Крым теперь наш, русский!».
ЭВ: А собственно музыкальный материал, Вы сказали, что Вас вдохновляла русская музыка: М. Мусоргский и другие?
Валерия Беседина: Там никаких цитат, естественно, нет, это полностью авторское сочинение. Но общее построение оперы, темы героев, которые перекликаются, контраст, стремительное развитие образов, их характеристики – всё это в традициях русской оперы.
Когда 1 ноября на фестивале «Московская осень» прозвучала неполная камерная версия, зал был переполнен, и 36 секунд после окончания оперы стояла гробовая тишина в зале. И финал оперы был таков, что даже мужчины признавались, что у них стоял ком в горле, настолько велико было напряжение и сочувствие ситуации, которая в финале нашей оперы.
ЭВ: Скажите, пожалуйста, если Вы поставили перед собой задачу написать традиционную русскую оперу, то напрашивается вопрос, есть ли такая сейчас, в современной музыке?
Валерия Беседина: Вы знаете, я, во всяком случае, именно русскую оперу за последние 10 лет не слышала на подмостках театров, возможно, она и есть, потому что наша земля не оскудевает талантами, и мои коллеги создают яркую талантливую музыку, но очень трудно в наше время найти дорогу к слушателю.
Написать оперу – это одно, воплотить её на сцене – это трудно. Я, конечно, мечтаю, чтобы нашу оперу «Самозванка» смогли поставить в полноценном варианте, как она написана, с большим симфоническим оркестром, с большими хорами, в трёх актах, в красивых исторических костюмах, чтобы всё это было внушительно и прославляло русскую культуру. Хотелось бы с Божьей помощью и с помощью властвующих структур довести это до зрителей разных стран.
Мы же знаем, что «железный занавес» приподнимался с помощью Большого Театра, ансамблей Моисеева и Александрова. Тем более, что этот сюжет, эта опера в наше сложное противоречивое время может послужить мостиком к налаживанию отношений России и Европы. Екатерина – это великая женщина, которая родилась на территории Германии, и стала величайшей русской императрицей.
Здесь глубинный патриотизм, где раскрывается образ Екатерины как страдающей женщины, как мудрой властительницы, которая преодолевала колоссальные трудности во имя родины, во имя процветания державы. И наш Президент говорит, что нужно внимательно относиться к русской истории, и раскрывать её на подмостках различных сцен.
ЭВ: Скажите, пожалуйста, есть ли, выражаясь современным языком, у оперы целевая группа? Я имею в виду какой-то социальный слой, до которого хотелось бы донести эти идеи.
Валерия Беседина: В плане возраста, это люди начиная с 10 лет. Это актуально и нужно для молодежи, а уже старшее поколение находит много интересного и с национальной стороны, в новом прочтении известного сюжета. Поэтому фактически наш зритель от 10-12 и до 100 лет.
Я знаю, что у нас на спектаклях в Красноярске были подростки возраста 12 лет, и мне потом рассказывали, что на одного ребёнка это произвело такое впечатление, что он стал серьезно заниматься музыкой, а до того занимался из-под палки. Он ощутил воздействие сюжета, истории этой оперы и пошел по пути хорового направления, чтобы петь русскую музыку и участвовать в исторических постановках.
И я также знаю, что на спектакле 1 ноября опять-таки были подростки 14 лет, которые затем пришли домой и углубились в Интернет, начали скачивать информацию об эпохе Екатерины.
Есть еще интересный момент, у нас в постановке 1 ноября участвовали артисты, самой младшей из которых едва исполнилось 18 лет, а самому зрелому, Народному Артисту СССР, знаменитому тенору Владиславу Ивановичу Пьявко исполняется 76 лет. Представляете, какая амплитуда артистов?
Все репетировали с азартом, самозабвенно, безвозмездно. Конечно, мы нуждаемся в финансировании, чтобы воплотить оперу в полной версии, но не все меряется деньгами. Сейчас режиссер Надежда Столбова, талантливейший режиссер, прилетает из Красноярска, чтобы ставить оперу, проводить репетиции. Это композиторское счастье, когда исполнители относятся к постановке со всей душой, и спектакль создается единомышленниками.