По словам исполнительного директора Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майи Ломидзе, туристическая зима в России оказалась даже более успешной, чем прогнозировалось экспертами, что внушает надежду на хорошие перспективы отрасли. Кэшбек для российских направлений сыграл свою роль, особенно на новогодние праздники. «Январь-февраль также можно считать удовлетворительными», — говорит она. Но радость от восстановления туристической активности разделили не все российские регионы и зарубежные направления, в итогах зимнего туристического сезона России есть свои победители и аутсайдеры.
В выездном туризме условными победителями соревнования за внимание гостей оказались все доступные направления отдыха, и россияне наращивают свой интерес к ним. Турция, Танзания, Мальдивы, ОАЭ, Куба и Сербия — страны, которые при наличии ПЦР-теста принимают российских туристов, едва ли не равномерно распределили между собой желающих за рубеж россиян.
Лидирует по количеству российских туристов всё же Турция (где пользовались спросом сити туры и поездки на морские и горнолыжные курорты), на втором месте — ОАЭ. По динамике же наращивания русского турпотока не первый план вышли Мальдивы (+30% в 2020 году), для которых Россия стала источником туристов №1.
Относительным аутсайдером рейтинга выездного туризма стала Куба за счёт того, что эта страна не только требует справку от ковида, но и тестирует туристов по прибытии. К сожалению, при выходе из самолёта у 5-8 пассажиров рейса бдительные кубинцы получают положительные экспресс-тесты, и вместо забронированного отеля несчастный турист попадает в обсерваторию.
Коронавирусные ограничения стали помехой не только для выездного туризма, но и для российского. От них пострадал сегмент экскурсионного отдыха и некогда самый популярный туристический город страны — Санкт-Петербург.
«Экскурсионные поездки находятся сегодня в тяжёлом положении, они потеряли от прошлогодних показателей -30-35%, — говорит Майя Ломидзе, — потому что подавляющее большинство объектов показа ограничивали доступ к объектам и выстраивали барьеры для посещения. Теперь в регионах постепенно снимают ограничения. А спрос на Питер не дотянул до обычных показателей, потому что он был закрыт на Новый год, а затем туристы решили, что он закрыт».
На новогодние праздники город действительно был закрыт, но постепенно стал открываться для туристов. Видимо, последним не хватило информации об этих изменениях, как и о том, что отели в городе, получившие от властей освобождение от налогов, снизили цены на размещение на 40%. «Мы думаем, что вследствие этого беспрецедентного предложения на майские праздники спрос на поездки в Санкт-Петербург превысит прошлогодние показатели», — говорит глава АТОР.
Пока Питер страдал от недостатка внимания внутреннего туриста, наиболее активно продавались другие туры по России, прежде всего, привлекали горнолыжные программы: в Краснодарском крае (сегмент вырос на 10-15%), Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии и Кемерово. Этот опыт может превратиться в долгосрочный тренд: по отзывам туристов, ожидается, что отдохнув на горнолыжных курортах на рубеже 2020/2021 годов, туристы вернутся сюда и в следующем году. 30% от общего потока уже повторили свои новогодние поездки.
Другим долгосрочным трендом внутреннего туризма может стать и рост новых направлений, предлагающих нестандартные решения. Люди на масличную неделю стали спрашивать у туроператоров новые города — например, Воронеж («русскую Каппадокию»), Карелию и Ленинградскую область, а также пакеты типа «смарт-туризма» с образовательными элементами или агротуризм. Только блинов и медовухи гостям уже мало. Если этот тренд закрепится, то он даст шанс российским городам и продолжит менять карту внутреннего туризма, которая и так кардинально изменилась в последнее время.