145 лет назад в Веймаре состоялась премьера оперы Камиля Сен-Санса «Самсон и Далила».

Сегодня опера «Самсон и Далила» французского композитора Камиля Сен-Санса уверенно держится в репертуарах ведущих театров мира и является единственной (из 13 созданных), прошедшей испытание временем. Но как часто бывает, судьба ее не была столь безоблачна.
Либретто на ветхозаветный сюжет Сен-Сансу предложил его двоюродный брат Фердинанд Лемер. Библейский сюжет о Самсоне и Далиле привлекал композитора, который планировал положить его в основу кантаты. Но Лемер убедил музыканта: в ветхозаветной истории есть множество поворотов, которые прекрасно подходят для сценического воплощения.
Работа над оперой стартовала в 1869 году. И быстро была поставлена на паузу из-за Франко-прусской войны 1870-1871 годов. Завершенное произведение Сен-Санс показал Ференцу Листу, который предложил поставить оперу в Веймаре при дворе Карла Августа. Так мировая премьера французской оперы состоялась в Германии в 1877 году.

Любовные сцены на библейский сюжет в театре меня шокируют за исключением «Далилы» нашего чудесного и доблестного друга Сен-Санса, сочинившего великолепный любовный дуэт…
Ференц Лист об опере Сен-Санса
Судьба оперы во Франции складывалась менее удачно. Произведение, созданное на библейский сюжет, ставило перед постановщиками и администрацией оперных театров целый ряд идеологических вопросов и рисков. За постановку оперы активно выступала Полина Виардо, которую и видел Сен-Санс в главной партии при написании произведения. «Самсон и Далила» в фрагментах и под аккомпанемент фортепиано неоднократно звучали в музыкальном салоне Виардо. Но успеха это предприятие по пропаганде оперы Сен-Санса не принесли.

«Самсон» впервые был представлен во Франции в оперном театре Руана только в 1890 году. В силу возраста Виардо уже не смогла исполнить предназначенную ей партию. Премьера в Париже состоялась только в 1892 году в Гранд Опера. В 1893 спектакль был впервые показан в Петербурге.
К 1893 году относится и английская премьера произведения. В Англии, где действовал запрет на изображение библейских персонажей на сцене, оперу пришлось представить без сценического действия в концертном исполнении, фактически реализовав идею Сен-Санса об оратории.
Интересно, что в обращении к сюжету и точке его реализации Сен-Санс встал в оппозицию к Генделю. Оратория «Самсон» Георга Фридриха Генделя сконцентрирована на героике библейской истории, его главный персонаж – герой Самсон, вставший во главу иудейского народа в его борьбе за освобождение. Сен-Санс, напротив, выдвигает на первый план образ соблазнительницы Далилы. В опере французского композитора нет острого столкновения иудеев и филистимлян, это красочные картины и сцены обольщения, закрывающие собой всю героику сюжета.
Арии Далилы стали шедеврами меццо-сопранового репертуара и часто звучат на концертной эстраде
В музыкальном плане шедевр Сен-Санса изобилует ориентализмами и присущей французской музыке утонченностью и красочностью. При этом опера наполнена действенными сценами, впечатляющими своим размахом. Хоровые сцены в храме, эпизод грозы и знаменитая балетная Вакханалия из 3 действия входят в сокровищницу мировой музыки.
«Вакханалия» из 3 действия оперы также обрела самостоятельную жизнь в симфонических концертах
Созданная для великой Полины Виардо, партия Далилы стала одной из излюбленных в репертуаре самых известных меццо-сопрано мира. Наравне с другим оперным шедевром Франции – «Кармен» Бизе – она низвергает с олимпа вокального искусства сопрано, уступая место примы обладательницам более густого тембра, который как нельзя лучше создает образ соблазнительницы.
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения