Нечасто нам приходится слышать музыку Швейцарии, поэтому каждый концерт становится для нас событием. Например, вечер-посвящение Клаусу Хуберу (1924-2017) в Московской консерватории, запланированный на 21 мая 2018 года.
Швейцарская музыка, тем не менее, ведёт свой отсчёт от глубокой древности, племён гельветов и ретов. Она впитала в себя народный фольклор, христианские молитвы, средневековые песни миннезингеров и трубадуров, классические и романтические традиции Нового времени.
Современная музыкальная Швейцария так же глубока по музыкальным корням, и пользуется огромным влиянием в мире. Специалист по швейцарской музыке Сергей Чирков любезно согласился рассказать нашим читателям о музыке Швейцарии немного подробнее.
ЭВ: Сергей, можно ли Вас как специалиста попросить обозначить отличительные черты музыки Швейцарии?
Сергей Чирков: Швейцария окружена странами с великими музыкальными традициями, такими как Франция, Италия, Германия, Австрия. В Швейцарии четыре государственных языка, и, по данным на 2012 год, среди законно проживающего в стране населения 25% не имеет швейцарских паспортов. Это эмигранты, которые привносят свой язык, свою культуру.
Швейцарцам довольно непросто сохранять и преумножать свою идентичность, но им удается это делать на все 120%. Швейцарцы особенны тем, что они развивают культуру абсолютно любой народности, даже малых народностей, которые представлены в Швейцарии. Это же можно сказать и про Россию, в которой живет много различных народов.
Учитывая маленькую площадь Швейцарии, можно сказать, что она является неким сплавом культур.
Кроме того, все или почти все классики они преподавали в Швейцарии. Стране повезло в том, что она находится в Европе, и до любого места можно просто доехать на поезде. Это значительно обогатило музыку этой страны. Благодаря этому в музыкальном мире вес Швейцарии очень ощутим.
ЭВ: Говорят, что в Швейцарии много музыкантов российской школы, они востребованы здесь. Так ли это?
Сергей Чирков: Так, как востребовано любое искусство. Особенно это касается российских струнников. Они представлены практически в каждом оркестре мира от Нью-Йорка до Пекина.
Есть определенные традиции, которые русская школа может передать своим коллегам на Востоке, на Западе и в других частях света.
Что касается Швейцарии, то там действительно работает очень много русских музыкантов. Швейцария пытается аккумулировать все лучшее, что есть в других странах.
ЭВ: В 2017 году умер знаменитый швейцарский композитор Клаус Хубер. 21 мая 2018 года Вы даёте концерт в честь него в Рахманиновском зале Московской консерватории. Что бы Вы могли рассказать о его наследии и связи его с русской школой?
Сергей Чирков: Клаус Хубер сильно отличается и от живых, и от ушедших классиков XX-XXI веков тем, что у него училось огромное количество людей, которые стали законодателями современной музыки, причем самых разных направлений. Это касается и импровизации, и какой-то новой сложности. Т.е., это касается всех направлений. Это действительно так.
Что касается концерта 21 мая, то мы постарались сделать программу таким образом, что в ней будут представлены произведения Хубера разных лет. Причем те, которые дали импульсы к развитию каких-то музыкальных течений, которые сейчас актуальны
В том числе, там прозвучит сочинение, посвященное человеку, который создал первый в Швейцарии, да и в Европе, импровизационный коллектив.
Наша идея — это осветить разные лучи, разные направления.