Самое известное произведение Рихарда Штрауса — Симфоническая поэма «Дон Жуан». Автор более 14 опер, огромного количества симфоний, других музыкальных произведений, он был представителем позднего немецкого романтизма и самым ярким представителем центрально-европейского экспрессионизма.
Творчество Рихарда Штрауса (11 июня 1864 года — 8 сентября 1949 года) нельзя рассматривать вне контекста эпохи. Этот человек прожил долгую и богатую событиями жизнь, стал свидетелем не просто смены вех в Европе, но находился в эпицентре всех событий и веяний в культуре, искусстве и науке.
Мы говорим о человеке и творце одновременно. На первом месте в нашем рассказе о Рихарде Штраусе должна стоять его фигура человека, внесшего наибольший вклад в искусство пореформенного периода, от классической музыки, вагнеровского периода до последних веяний вновь зарождающейся европейской культуры середины XX века, эпохи коллапса и глубоких творческих переживаний, связанных с трагедией двух войн.
Рихард Штраус родился в Баварской Республике, а закончил жизнь в Федеративной Республике Германии. Его судьба была сопряжена с самыми крупными событиями в истории — падением Баварской социалистической республики, приходом к власти нацистов и возрождением уже объединенной Германии на демократической основе.
Рихард Штраус — человек, который никогда не покидал Германию, прожил в ней всю сознательную жизнь и испытал на себе все тяготы тоталитаризма и человеконенавистнических догматов. Всё время пребывания на посту главы Палаты имперской музыки (этот пост навязал ему нацистский режим в обмен на молчание) было связано с двумя вопросами:
- Продолжением творческой деятельности, композиторством и исполнительством;
- Спасением жизни ближайших родственников и друзей, евреев по национальности.
Был известен случай, когда невестку музыканта Алису с сыном забрало в казематы гестапо, и уже речь шла об отправке в концлагерь. Рихард Штраус, узнав об этом, стремглав вернулся из Вены, где находился с концертом. Благодаря связям с известным деятелем нацистского режима фон Ширахом — наместником Гитлера в Австрии, он смог их чудом спасти.
Но ни композитор, ни члены семьи композитора не покинули Германию, и были в двойственном положении молчаливого диссидентства. Рихард Штраус сопротивлялся режиму, как мог, и делал это средствами своего творчества. В ряде его произведений публика усматривала нотки протеста и даже прямой вызов бесчеловечному фашизму.
Рихард Штраус был осужден судом послевоенной Германии. Судьба, которая постигла его — это судьба большинства немецких интеллигентов, которые имели мужество сохранять своё лицо, не уезжая из своей страны.
Такая судьба и у таких людей эпохи, как Мартин Хайдеггер — основатель экзистенциализма. Философ был вынужден стать ректором Фрайбургского университета, чтобы спасать единомышленников и коллег от смерти. Таких подвижников — спасителей немецкой культуры, в Германии было немало. Практически все они были осуждены за сотрудничество с нацистами, но приговор никогда не был приведен в исполнение за отсутствием доказательств их вины.
Более того, в ряде случаев, как это было с Рихардом Штраусом, после суда немцы были не только восстановлены в правах в стране, но и заняли достойное место в ареопаге культуры, получали награды, их возвеличивали и оказывали им почести.
Рихард Штраус никогда не был связан с семьёй знаменитых австрийских Штраусов (ярким представителем которых был король вальса Иоганн Штраус-младший), и даже знаком с кем-либо из представителей их семьи. Его принято считать одним из трёх выдающихся немецких композиторов XIX-XX веков, его фамилия идёт сразу после Рихарда Вагнера.
Список произведений огромен, среди пяти крупнейших его работ — Симфоническая поэма «Дон Жуан», Размышления о Заратустре (отдавая дань учёбе в Мюнхенском и Берлинском университетов по классу философии), оперы «Электра», «Кавалер розы» и «Саломея», написанные под влиянием творчества Рихарда Вагнера.
Родившийся в семье главного валторниста Королевского Мюнхенского оркестра Франца Штрауса и получивший классическое музыкальное образование, Рихард Штраус долгие годы находился в оковах консервативных взглядов на музыку в целом и на традиционное миросозерцание, космовидение. В семье запрещено было говорить о Рихарде Вагнере, считавшейся музыкой низкого сорта.
Рихард по-настоящему откроет для себя современность и выразительную силу произведений Листа и Вагнера только тогда, когда начнется его карьера дирижера. Фактически с программной музыкой он познакомился с 1883 года, когда его призвали дирижировать Майнингенским оркестром, в котором он подружился с первым скрипачом Александром Риттером, знакомым с листовскими кругами.
Российской аудитории предстоит ещё долгий путь ознакомления с творчеством Рихарда Штрауса. Творчество этого композитора находилось под запретом по политическим мотивам практически весь XX век.
В год 160-летия со дня рождения Рихарда Штрауса свою лепту в этот процесс вносит Государственный Кремлёвский оркестр. Музыкальный коллектив под руководством дирижера Константина Чудовского исполнит 19 июня 2024 года в Большом зале Московской консерватории Сюиту из оперы «Кавалер розы», Концерт для гобоя с оркестром ре мажор и симфоническую поэму «Жизнь героя».