Русское искусство в легендарных сезонах Сергея Дягилева шокировало Европу не только блеском и роскошью. Нередко новые постановки выливались в настоящие скандалы, выходя далеко за пределы привычных форм и заявляя всему миру о ломке стереотипов в искусстве.
«Послеполуденный отдых фавна»
Прощание с классическим балетом произошло отнюдь не в «Весне священной», скандальный провал которой стал одним из символов «Русских сезонов» Дягилева. Идея уйти от привычных поз и жестов классического балета родилась у творческого кружка сезонов после посещения Лувра. Танцовщик и хореограф Вацлав Нижинский и художник Лев Бакст пришли в восторг от экспозиции античной вазописи с ее статичными позами и ломаными движениями.
Фавн, преследующий нимф, с одной из греческих ваз Лувра стал прототипом сюжета для одноактного балета «Послеполуденный отдых фавна», поставленного на музыку симфонической поэмы Клода Дебюсси. Сюжет постановщики позаимствовали у Стеффана Малларме, образ фавна на сцене воплотил Вацлав Нижинский, декорации и костюмы выполнил Лев Бакст. Премьера состоялась 29 мая 1912 года в театре «Шатле».
«Послеполуденный отдых фавна» буквально расколол зал на две противоборствующие стороны. Пока часть публики шикала и выражала недовольство откровенными позами балета, другие зрители устроили овацию и требовали повторить балет на бис.
Это не изящная эклога и не глубокое произведение. Мы имели неподходящего фавна с отвратительными движениями эротической животности и с жестами тяжкого бесстыдства.
Газета «Фигаро», 1912

Нижинский в роли фавна шокировал публику обтягивающим трико, создававшем эффект голого тела. Нимфы танцевали босиком в легких туниках из муслина. Хореография балета не имела ничего общего с классическим танцем – танцоры оживляли сценки с древнегреческих ваз, двигались только фронтально или в профиль, не нарушая стилистику вазописи. Балет «Послеполуденный отдых фавна» стал одним из первых прорывов в современной хореографии, но публика не была к нему готова.
«Послеполуденный отдых фавна» в хореографии В. Нижинского в исполнении Николая Цискаридзе и Илзе Лиепа.
«Весна священная»
Премьера следующего – 1913 года – вновь принесла «Русским сезонам» скандал. Балет «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского в постановке Вацлава Нижинского и в декорациях и костюмах Николая Рериха был освистан буквально с первых тактов.
Идея балета о ритуале приношения молодой девушки в жертву приходящей весне пришла к Стравинскому во сне. Композитор работал над произведением вместе с Николаем Рерихом, который помимо визуального оформления балета стал автором либретто. Новый балет требовал совершенно неординарных средств реализации – за хореографическое воплощение вновь взялся Вацлав Нижинский.
Сложная музыка, рисующая мощь языческих ритуалов, «неуклюжая» хореография с вывернутыми стопами и прижатыми к телу локтями, лапти вместо пуантов… Реакцию зрителей поддерживали и исполнители балета: музыканты не могли уловить постоянные смены размера, артисты балета держались из последних сил, чтобы не заплакать от усталости и бесконечных репетиций.

Я помню, как во время первого представления публика свистела и кричала так, что ничего нельзя было услышать. Кто знает, может быть, в этот самый момент люди находились в состоянии внутренней экзальтации и выражали свои чувства, как самые примитивные из племён.
Из воспоминания Николая Рериха
Тем не менее, после скандального провала «Весна священная» достаточно быстро получила признание. Новая постановка 1920 года с хореографией Леонида Мясина была принята публикой более благосклонно, открыв этому шедевру современной музыки и хореографии дорогу в будущее.
Фрагмент балета «Весна священная» в хореографии В. Нижинского. Исполняют Юлия Махалина и Александра Иосифиди (Мариинский театр) в рамках авторского проекта Андриса Лиепа «Автографы и имиджи».
«Парад»
Следующая эксцентричная премьера «Русских сезонов» состоялась в 1917 году. В театре «Шатле» был представлен одноактный балет «Парад» Эрика Сати на либретто Жана Кокто с костюмами и декорациями Пабло Пикассо и хореографией Леонида Мясина.
Сюжет балета – выход артистов-зазывал перед выступлением на ярмарочной площади – был реализован на сцене во всем великолепии нового искусства. Футуризм и кубизм царствовали на сцене с первых минут музыки.
Музыка, танцы и особенно декорации возмутили зрителей. <…> ничего подобного тому, что случилось на «Параде», я еще не видел. Люди, сидевшие в партере, бросились к сцене, в ярости кричали: «Занавес!»… В это время на сцену вышла лошадь с кубистической мордой и начала исполнять цирковые номера — становилась на колени, танцевала, раскланивалась. Зрители, видимо, решили, что актеры издеваются над их протестами, и совсем потеряли голову…
Илья Эренбург

Музыкальная часть балета включала звуки пишущей машинки, автомобильной сирены и стеклянных бутылок. Некоторые костюмы были выполнены из картона и позволяли артистам делать только ограниченные движения. Героиня балета – девочка из американского кино – копировала Чарли Чаплина и сцены из известных фильмов.
Публика освистала балет еще в первые минуты представления. Пресса несколько недель «кипела» от возмущенных рецензий и отзывов. За гневное письмо одному из критиков, изобилующее оскорблениями, Сати даже приговорили к тюремному заключению на 8 дней и штрафу.
Париж, еще не окрепший после событий Первой Мировой войны, оказался не готов принять новое искусство. Успех нагнал балет в 1919 во время премьеры в Лондоне.
Фрагменты балета «Парад» с костюмами и декорациями Пабло Пикассо.
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения