«Нам бы побольше таких картин». В ММОМА прибыл соцреализм из Самары

Давно Москва не видела такого количества картин в стиле соцреализма, но он наряду с авангардом составляет гордость коллекции Самарского художественного музея. Самарское землячество испытывало радость от открытия выставки «Грани XX века» в Музее современного искусства (ММОМА), поскольку в числе прочего смогло познакомить столицу с творчеством художников своего края и открыть для них феномен «самарской школы».

Для самарцев соцреализм — это воспоминание о тяжёлой, но славной эпохе, когда Куйбышев (так в 1941 году называлась Самара) был запасной столицей, обеспечивавшей военные нужды страны и приютившей её руководство. Здесь был бункер Сталина, сюда приезжал Большой театр и другие знаковые культурные организации СССР, оживившие политическую, экономическую и культурную жизнь.

Аристарх Лентулов, бывший в 1942 году в эвакуации в Ульяновске, принял участие в большой выставке в Куйбышеве, и оставил здесь свою работу, ставшую жемчужиной коллекции музея. Картина художника «Хищники» посвящена войне — на немца-завоевателя нападает волк.

"Нам бы побольше таких картин". В ММОМА прибыл соцреализм из Самары
Лениниана И. Бродского

«Махрового» соцреализма в нашей коллекции нет, — рассказала куратор выставки и глава научного отдела Самарского музея Светлана Шатунова, — если не считать произведений таких представителей Ассоциации художников революционной России (АХР), как Исаак Бродский или Борис Йогансон. Может быть, это потому. что мы были подальше от столицы и яркие художественные события начали происходить у нас только в военный период… Но нам даже хочется, чтобы таких картин было больше в нашем собрании!».

Расцвет собирательства в Куйбышеве начнётся во второй половине 1950х годов, когда соцреализм уже сходит с художественного советского пьедестала. В те же годы пополняется и коллекция музея, основанного 125 лет назад коллекционером К.П. Головкиным. А вскоре, в 1961 году, можно будет говорить и о появлении в Самаре собственной художественной школы. Её основывали как получившие художественное образование в других городах самарцы, а также приезжие, решившие связать жизнь с городом на Волге.

Юрий Филиппов, например, приехал из Харькова, и сегодня этот самарец не только пользуется успехом у нескольких серьёзных коллекционеров своего города, сфокусированных на родном искусстве (один из них держит частный закрытый музей), но и представлен в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ).

В центре внимания местных художников — колоритный пейзаж. «Художественная школа — это набор характерных приёмов, у нас же Комиссаров работает в традиции владимирцев, Филиппов декоративный, Валентин Бурыгин экспрессивный… Но саратовскую школу объединяет пейзаж, художники передают какое-то особое ощущение природы как непреходящей ценности», — говорит Светлана Шатунова.

В Самаре жителей знакомят с постоянной экспозицией от иконы до авангарда, но не могут показать ценные поступившие в коллекцию за последние десятилетия дары. У музея нет здания, которое могло бы дать возможность открыть запасники. Поэтому самарцы привезли в Москву то, что пока не могут видеть и сами горожане.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку