Советская Жанна Д’Арк прожила жизнь, наполненную любовью

«Жанна Д’Арк была жизнерадостной, она близка мне по характеру», — признавалась знаменитая актриса Инна Чурикова. Те, кто знали её лично и видели в лоне счастливой семьи с режиссером Глебом Панфиловым, видели, что это так. Однако российский зритель запомнит знаменитую актрису разной — чаще немного застенчивой, доброй, глубокой, с глазами, полными сложных чувств. Иными словами, героиней своего времени.

Инна Чурикова прожила не самую долгую жизнь — она скончалась 14 января 2023 года в возрасте 80 лет после 10-дневной борьбы с недугом в московской Боткинской больнице. Источники «СтарХита» сообщают о том, что у актрисы была неоперабельная опухоль мозга, согласно ТАСС, официальной причиной смерти стала остановка сердца. Так или иначе в её театре «Ленком» были до последнего уверены, что Чурикова выздоровеет и вернётся домой и на сцену — слишком велика была её сила духа и стойкость при решении проблем. «Я хохотушка, люблю посмеяться», — признавалась она.

На сцене «Ленкома» Инна Чурикова играла почти полвека (она начала служить в театре в 1975 году). Мало кто помнит о том, каким тернистым был её путь к славе и признанию — путь, который был бы невозможен, если бы она не встретила свою любовь длинною в жизнь — режиссера Глеба Панфилова. Его любовь раскрыла её талант так, что актриса стала эмблемой советского театра.

Сразу хочу оговориться, что Инна Чурикова по духу, мировоззрению была продуктом своей эпохи — внешне она играла как по нотам советскую жизнь, духовно и мировоззренчески являясь продуктом и наступательной силы нарождающейся российской (верю, надеюсь, жду) демократии.

Путь Инны Чуриковой в Славу была одновременно прост и чудесен. При её талантах, космовидении, при её абсолютной народности и русскости (глубокой русской интеллигентности) актриса стала эмблемой советской жизни, советской театральной сцены и советского кино. Её основные успехи приходятся на 1970-1980е годы, и, несомненно, связаны с её замужеством.

Советская Жанна Д'Арк прожила жизнь, наполненную любовью
Инна Чурикова и Глеб Панфилов

Глеб Панфилов — не просто режиссер, мыслитель, философ, но и выдающийся муж, так как его жена (конечно, благодаря ему) перешла тот Рубикон, который привёл к немеркнущей славе выдающейся актрисы советского периода Инне Чуриковой. Это был Рубикон не в смысле Юлия Цезаря, который перейдя его начал в Риме гражданскую войну.

Она пришла в кино в ленте «Начало», где в роли провинциальной актрисы, готовящей роль Жанны Д’Арк, наповал свалила тех, которые говорили, что эпоха Ольги Книппер-Чеховой, Ольги Баклановой, Ольги Чеховой ушла, и сказала в голос: «Подождите нас хоронить, мы уже восстали!».

В пространстве мирового кино Инна Чурикова имела сходство с Ванессой Редгрейв — представительницей знаменитой британской актёрской династии. Да-да, русская простушка из провинции, сыгравшая Кулёму в фильме «Морозко» и гениально грызшая лесные орехи, нанося себе снизу в челюсть профессиональные удары и разбивая толстую скорлупу!

Сцену тогда заняла плеяда талантливых восходящих звёзд, которые уже не были связаны с культурой предков, с воспитанием боннами и гувернантками и питьём утреннего кофе из китайского фарфора XVII века. Но эти люди впитали в себя культуру сцены, чувство такта и чувство меры, провозглашенные ещё Великими учителями — Константином Станиславским, Владимиром Немировичем-Данченко, Михаилом Чеховым, Всеволодом Мейерхольдом и всеми теми, которые в условиях советского «никогда» создали театральную, а затем и кинематографическую культуру. Культуру, которая повергла в изумление своей высотой весь мир, несмотря на некоторые высказывания, в том числе великих русских режиссеров и актёров о том, что Россия — не кинематографическая и не театральная нация.

Конечно, у таких, как Ольга Бакланова и Ольга Чехова были свои Глебы Панфиловы. Даже у великой Надежды Обуховой был свой патрон.

Инна Чурикова — это та актриса, которая держала бренд «советский театр» уже в не советских условиях. Именно на неё, а не на спектакль и даже не на бренд театра «Ленком» ходила вся театральная Москва, когда она не ходила на другие звёздные партии этого же театра.

Дело не в том, что Инна Чурикова не олицетворяла «Ленком», она олицетворяла весь советский театр в нынешних условиях: его высоту, стиль, качество и дух. Непобедимый, несломленный и всегда призывающий к победе.

Доброта, мораль и чувство нации — это и есть дух театрального сообщества советской поры, которой только и напоминал советскому обществу, что оно — российское, что оно живо. Живо благодаря любви.

От редакции. Мы включаем статью об Инне Чуриковой в рубрику «Герой дня», понимая, что значение актрисы куда шире дня её ухода. Но всегда после смерти выдающегося человека заново оценивается его истинный вклад, и мы, пользуясь возможностью, просим наших дорогих читателей делиться своим мнением и воспоминаниями о ней в комментариях ниже.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку