Carmina Burana – сценическая кантата Карла Орфа (1895 – 1982), первая часть триптиха «Триумфы». Созданная на основе средневековой поэзии, кантата была представлена в годы расцвета Третьего Рейха, разбив его лидеров на противников и сторонников нового сочинения.
Из средневековой поэзии
«Кармина Бурана» Орфа создана на основе отрывков средневекового манускрипта Codex Buranus, известным также под названием «Песни Бойерна». Последнее связано с названием монастыря в Баварии, где в 1803 году была обнаружена рукопись. Ее создание историки относят примерно к XIII веку.
Codex Buranus — наиболее крупный из известных на сегодняшний момент сборников средневековой поэзии, состоящий из более, чем 300 текстов. Большая часть записана на латыни, однако встречаются диалекты немецкого и старофранцузского языков. Авторство стихов сборника принадлежит средневековым бродячим поэтам вагантам, которые в большинстве пользовались для творчества международной латынью. Поэтическое творчество вагантов в общей массе было анонимным и распевалось на музыку, которая до наших дней практически не дошла.
Сборник Codex Buranus по своему составу отражает тематику поэзии вагантов: это в основном бытовая лирика (сатирические, любовные песни, песни для застолий, тексты театрализованных постановок). Еще одна часть сборника, посвященная церковным текстам, до наших дней не дошла.
Название Carmina Burana было дано сборнику в 1847 году, когда состоялась его первая публикация Иоганн Андреасом Шмеллером – хранителем Мюнхенской придворной библиотеки, где после нахождения хранилась рукопись.
Кантата Орфа
«С «Кармина Бурана» начинается мое собрание сочинений»
Знакомство с публикацией сборника в 1934 году стало для Карла Орфа подлинным откровением. Миниатюра на одной из первых страниц, изображавшая колесо Фортуны – символ переменчивости жизни, стала основой концепции нового сценического сочинения, в котором должны были друг за другом сменяться контрастные эпизоды. Миниатюра изображала фигуру богини удачи, которая по мере движения колеса поворачивалась к одной из фигур по краям изображения. В руках 4 фигурок были таблички: «буду царствовать», «царствую», «царствовал» и «без царства».
Сочинение кантаты шло чрезвычайно быстро, заказы на издание партитуры кантаты последовали вскоре после представления музыки в фортепианном исполнении автора для издателей. Первое исполнение кантаты было назначено на 1937 год в рамках Берлинского музыкального фестиваля.
В этот момент сочинение встретило значительное сопротивление со стороны «высших авторитетов». Выдающийся дирижер В. Фуртвенглер заявил: «Если это музыка, то я вообще не знаю, что такое музыка!» Вероятно, что запрет на исполнение нового сочинения Орфа имел свои корни в нацистской верхушке страны.
Премьера сочинения состоялась 8 июня 1937 года во Франкфурте-на-Майне по личному ходатайству директора местного оперного театра. Исполнение было встречено с огромным воодушевлением, но посещение спектакля 12 июня чиновниками поставило на сочинении клеймо «нежелательного сочинения» и «дегенеративного искусства». Запрет на исполнение «Кармины Бураны» продержался еще 3 года, однако был снят – сам Геббельс считал сочинений «образцом немецкой музыки».
В целом отношения Орфа, который был внуком еврея, и нацисткой власти можно назвать деловыми: в годы Второй Мировой войны Орф, не разделявший идей Рейха, но не заявлявший об этом открыто, единственный из немецких композиторов откликнулся на призыв власти создать музыку к «Сну в летнюю ночь» Шекспира с целью замены запрещенного Ф. Мендельсона.
Умение приспособляться к политическим условиям Орф продемонстрировал и после падения Третьего Рейха – приписал себе участие в движении Сопротивления, что позволило ему успешно продолжать работу уже в послевоенной Германии. Не зря композитора интересовала тема Фортуны – в любой ситуации он умел оставаться «царствующим».
Кантата «Кармина Бурана» Карла Орфа прозвучит в Большом зале Московской консерватории 19 ноября 2017 года.