25 октября 2017 года в концертном зале им. Чайковского впервые в России будет представлено исполнение «Страстей по Матфею» И.С. Баха в хореографической постановке Джона Ноймайера и труппы Гамбургского балета. В спектакле примут участие российские коллективы и исполнители, в качестве солистов оратории будут задействованы вокалисты из Германии.
Джон Ноймайер
Балетмейстер и танцовщик Джон Ноймайер – уроженец США, осваивал основы классического танца и современные техники в Чикаго, а затем в Копенгагене и Лондоне. По рекомендациям был принят в качестве солиста в Штутгартский балет и параллельно пробовал себя в качестве постановщика.
Первый успех к Ноймайеру как балетмейстеру и постановщику пришел по время работы во Франкфурте в качестве главы балетной труппы. В этот период появляются постановки «Ромео и Джульетты» на музыку Прокофьева, «Щелкунчика» по Чайковскому, «Дафниса и Хлои» по Равелю.
За Штутгартом следует переезд в Гамбург и активное возрождение балетных традиций Гамбургской оперы. Работа балетмейстера выводит Гамбургский балет на чрезвычайно высокий художественный и технический уровень и ставит в один ряд с ведущими балетными школами мира.
Среди гамбургских постановок «Сон в летнюю ночь» (Мендельсон), «Отелло» (Пярт, Шнитке, Васконселос), «Как вас это понравится» (Моцарт), «Гамлет» (Типпет) и другие.
Ноймайера как историка балетного искусства Россия привлекает с точки зрения особенностей и уникальности русской балетной школы, признанной одной из совершенных в мире.
Имя балетмейстера в России известно с 80-х годов прошлого века благодаря гастролям труппы Гамбурга в Ленинграде и Москве. К 300-летию празднования основания Санкт-Петербурга (2003) Гамбургский балет под руководством Джона Ноймайера выступил на фестивале «Звезды белых ночей».
Среди последних премьер в России – ряд постановок в Мариинском театре, «Сон в летнюю ночь» в Большом театре, «Чайка» и «Русалочка» в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. В 2012 году фестиваль «Дягилев. P.S.», проходящий в северной столице, был посвящен Ноймайеру.
«Страсти по Матфею»
«Страсти по Матфею» на музыку одноименной духовной оратории И.С. Баха (1727, вторая редакция 1736) были поставлены Джоном Ноймайером для труппы Гамбургского балета в 1981 году. На премьере постановка балетмейстер сам выступил в качестве исполнителя главной партии Иисуса Христа (в этой партии Ноймайер последний раз танцевал в 2005 году в возрасте 60 лет).
Одной из особенностей творческого стиля Ноймайера-хореграфа можно назвать приверженность к созданию крупномасштабных балетных полотен, в исполнении которых задействованы многочисленные участники. Баховские «Страсти по Матфею», будучи одним из наиболее масштабных вокальных сочинений композитора (общая продолжительность звучания около 3 часов) с высочайшим уровнем драматизации и выделении действующих лиц из общей массы, явились благодатной почвой для создания балетной постановки.
«Движение есть результат эмоции», — считает Ноймайер и выражает баховские «Страсти» в виде эмоционального балета, замысел которого рождался около 10 лет и был окружен другими хореографическими опытами на музыку Баха. «Страсти» — это своего рода пластическая мистерия на канонический религиозный сюжет, переданный в танце, движениях и эмоциях.
В 2005 году балетная постановка «Страстей по Матфею» была снята во время представления в Баден-Бадене. В партии Иисуса Христа – Джон Ноймайер. Предлагаем читателям «Э-Вести» фрагмент видеозаписи:
https://www.youtube.com/watch?v=uJSd2ngu8Ag