Трагедия Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта», созданная в конце XVI века (около 1596), по сей день продолжает свою жизнь не только на страницах литературного шедевра, но и в многочисленных музыкальных сочинениях, созданных по сюжету великой трагедии о любви вопреки жизненным обстоятельствам.
В оперном жанре…
Одним из первых к сюжету трагической истории о любви и гибели двух влюбленных обратился немецкий композитор чешского происхождения Георг Антонин Бенда (1722 – 1795), представитель классицизма, музыку которого высоко ценил сам В.А. Моцарт. Опера «Ромео и Джульетта» была представлена композитором впервые в Париже в 1781 году.
Решенная в камерном стиле зингшпиля, предполагающего присутствие разговорных эпизодов между музыкальными номерами, опера достаточно свободно трактует сюжет Шекспира. Действие начинается с томящейся Джульетты, которая опечалена заключением своего возлюбленного Ромео в темницу из-за дуэли с Тибальдом и узнает о его скором изгнании. Дальнейшая нить драмы следует по исконному сюжету, но по традиции времени опера заканчивается счастливо: в тот момент, когда Ромео заносит над собой нож, Джульетта открывает глаза. Счастливые родители девушки согласны отдать ее замуж за представителя враждебного рода, так как нет ничего страшнее смерти дочери, которую они перенесли.
В 1830 году во Франции была представлена опера Винченцо Беллини «Монтеки и Капулетти». Сюжетная линия трагедии Шекспира была углублена до предела в плане вражды двух кланов, а единение судеб Ромео и Джульетты было подчеркнуто единством выбранным тембров голосов: в обеих партиях выступали певицы – сопрано и меццо-сопрано. На премьере возлюбленных представляли известные певицы сестры Гризи.
Также в Париже, но уже в 1867 году, состоялась премьера еще одной оперы по шедевру Шекспира – «Ромео и Джульетта» Шарля Гуно, признанная одной из лучших оперных адаптаций трагедии. Большая опера в пяти действиях с прологом на оригинальный текст трагедии наиболее точно следует литературному источнику и с момента своей премьеры считается одной из репертуарных опер в мире.
Интересный факт: в день начала Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года в Большом театре СССР давали премьеру «Ромео и Джульетты» Шарля Гуно. В роли Ромео пел Сергей Лемешев.
Каватина Ромео из второго действия оперы Ш. Гуно в исполнении Сергея Лемешева:
… и не только
Драматическая симфония с хором и солистами Гектора Берлиоза «Ромео и Джульетта» (1839) была вдохновлена актрисой Генриеттой Смитсон, которую композитор впервые увидел в роли Джульетты в драматической постановке 1827 года в Париже. Этой страсти музыкальный мир обязан не только названной симфонией, но и другим более ранним шедевром Берлиоза – «Фантастической симфонией» на автобиографическую программу о своей любви к Генриетте.
Необходимо отметить, что в отличие от печального финала шекспировской трагедии, история Гектора Берлиоза и Генриетты Смитсон закончилась счастливо – в 1833 году влюбленные обвенчались и противодействие со стороны их семейств этому помешать не смогло.
В 1869 году из-под пера Петра Ильича Чайковского вышла первая редакция увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» (вторая редакция была осуществлена 11 годами позднее). Идею воплотить великий сюжет силами симфонической музыки молодому Чайковскому посоветовал Милий Балакирев.
Одно из ярчайших обращений к сюжету в ХХ веке сделал Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта» был впервые представлен в СССР в 1940 году в постановке Леонида Лавровского, а в главной партии блистательно выступила непревзойденная Джульетта прошлого столетия – великая Галина Уланова.
Эпизод «Джульетта-девочка» из фильма-балета 1955 года «Ромео и Джульетта» с Галиной Улановой в главной роли:
Одно из воплощений трагедии Шекспира 16 и 17 ноября представит Новая Опера. Опера-трагедия Ш. Гуно предстанет в постановке Арно Бернара и Фабио Мастранжело.