В настоящее время рынок российского туризма переживает глобальные изменения. Эта ситуация отмечается по всем направлениям: выездной поток, путешествия внутри страны, а также приём иностранных туристов. На ситуацию влияют многие факторы:
- снижение курса рубля и повышение цен на поездки за рубеж
- полное прекращение поездок российских туристов в Египет и Турцию
- сокращение численности операторов выездного туризма на 30% (по данным Ассоциации Туроператоров России)
- законодательное ограничение на выезд для ряда категорий граждан из РФ
- общий системный спад в экономике РФ
По данным на первое полугодие 2015, спад выездного потока составил 33,8%. Кроме прекращения потоков Турция-Египет, спрос на заграницу упал по многим причинам: снижение покупательной способности россиян из-за низкого курса рубля, снижение уровня безопасности в Европе и других регионах, наплыв беженцев в Европу. Прогнозируется увеличение показателя до 40%.
В этих условиях туроператоры переориентируются на внутренний рынок. За 2015 год поток въездного туризма увеличился на 13%, по данным Росстата. Лидерами за этот период стали Китай, Польша и Финляндия. Привлекательность российских курортов для иностранцев была обусловлена , прежде всего, низкой стоимостью рубля, что позволило путешествовать по России за небольшие деньги. Согласно данным Интерфакс и АТОР, «рост въезда продолжится, если российские объекты размещения не решат поднять цены».
В развитии въездного туризма сейчас есть следующие проблемы, по данным аналитики АТОР:
- негативный имидж РФ
- неоднозначная внутриполитическая обстановка
- слабый маркетинг
- низкий уровень сервиса
- рост цен на перелёты, нестабильность на рынке авиаперевозок
- сложный визовый режим по некоторым направлениям
- недостаточно разнообразный турпродукт для иностранных граждан
По прогнозам Ростуризма, рост внутреннего туризма составит до 10% в этом году. За 2015 год рост спроса на внутренний туризм составил до 10-15%. Данная ситуация обусловлена следующими причинами:
-
привлекательная стоимость туров
-
выход на рынок крупных игроков
-
увеличение доли путешествующих по стране с помощью туроператоров
-
привлекательная стоимость перелётов по сравнению с зарубежными направлениями
-
повышение уровня обслуживания на некоторых российских курортах.
По данным АТОР, развитию российского туризма препятствуют следующие факторы:
- неразвитая инфраструктура
- недостаточное федеральное финансирование
- несоответствие стоимости отдыха качеству услуг.
Ниже представлена сводная таблица динамики по основным туристическим направлениям, а также её прогноз на 2016 год, на основе данных Ростуризма и АТОР.
Туристические направления | Показатель на 2015 год, % | Прогноз на 2016 год, % |
Выезд российских граждан за рубеж | -33,8 | -40 |
Въезд иностранных туристов | 10 | 10-15 |
Внутренний туризм | 10 | 10-15 |
23-26 марта в Москве проходила 23-я Московская международная выставка «Путешествия и туризм». В список её участников входят крупнейшие международные и российские туроператоры, авиакомпании, отели и объекты размещения, системы интернет-бронирования и другие компании туристического бизнеса.
Исследовательский центр «Эффет» посетил выставку, провёл экспертные интервью с её участниками и попытался разобраться в ситуации на российском рынке туризма.
Выездной туризм
В ходе беседы участники выставки в целом подтверждают статистику спада по выездным направлениям. По мнению туроператоров, это произошло в первую очередь из-за закрытия направлений Турция и Египет.
Основная проблема заключается в том, что сейчас нет возможности полностью компенсировать объём турпотока по этим направлениям с помощью других стран, а внутри страны это невозможно, т.к. это пляжные направления, и в России нет подобных условий для организации подобного отдыха.
Так, по мнению директора по маркетингу портала «Turizm.Ru» Марии Конабеевой, «по выездному потоку проблема одна: нет основных стран — Турции и Египта, они приносили основной доход. У нас нет мощностей внутри России, чтобы принять все те миллионы туристов, которые выбирали Египет и Турцию. Нет побережья с песчаными пляжами, а на Черном море 90% пляжей — это галечные пляжи. Нет такого номерного фонда, чтобы обеспечить потребности всех туристов. Они частично будут переориентированы на российские отели, частично сменят направления на Грецию, Кипр, Испанию, но в полном объёме мы их не получим, они просто откажутся от этого и будут ждать стабилизации ситуации. Многие туристы, которые лишились возможности ехать по закрытым направлениям, просто останутся дома. Это будут поездки на машинах, отдых в пределах региона и по стране. То есть, сейчас этих клиентов туристический сектор потерял».
Директор по маркетингу и рекламе туристического холдинга «Travel Business Service» Иван Бубляев добавил по теме: «К росту цен люди в целом привыкают. К закрытию направления привыкнуть нельзя. Частично турист перешёл на другие направления, в Грецию и Кипр, но эти объёмы значительно меньше, они несопоставимы. То есть, многие просто решили остаться дома».
При этом дорогие путешествия за границу не показали спад за последнее время. Директор по продажам компании «ART-TOUR» Анна Григорян рассказала о ситуации в люксовом сегменте. «Наш средний продукт – это люксовый продукт, от пяти звёзд и выше. Компания занимается многими зарубежными направлениями, такими как страны Ближнего Востока, Европы, Латинской Америки, Малайзии, Индонезии, стран Карибского бассейна и многими другими. Конечно, спад в целом по отрасли игнорировать сложно, но в нашем сегменте мы почувствовали это меньше. По количеству бронирований в этом году даже есть небольшой плюс. В более массовых направлениях, которыми занимаются другие компании, этот спад, конечно, более существенный».
Представитель компании «RUS TOUR», которая занимается отправкой российских туристов в Китай, Евгений, отмечает положительные сдвиги по объёмам путёвок: «В 2015 году по сравнению с 2014 годом наблюдалось падение спроса на поездки, но сейчас мы наблюдаем рост. При падении спроса на поездки мы поддерживаем стабильный объём потока в Хэйнань. Естественно, если бы не было общего спада, наши объёмы могли увеличиться».
Основными проблемами в направлении участники указали отсутствие общей стабильности в мире, а именно возросшая степень угроз безопасности граждан, непредсказуемый валютный курс, общий экономический спад. Анна Григорян: «Мы бы хотели, чтобы ситуация была более предсказуемой. Снижение безопасности в других странах напрямую влияют на желание людей ехать заграницу, спрос снижается. И в нашей экономике, даже если курс рубля упал, пусть он будет таким хоть какое-то время, потому что мы не можем сейчас спрогнозировать, как действовать, рынок трясёт, и сложно планировать бизнес».
Фактор конкуренции участники рынка оценивают в целом положительно, так как конкуренция повышает качество услуг в отрасли. При этом увеличения конкуренции большинство опрошенных компаний не отметило, так как на первое место вышел вопрос выживаемости и сотрудничества.
При этом многие участники выставки отметили, что запрет на выезд некоторых групп граждан за рубеж не оказал существенного влияния на снижение выездного потока, так как процент этих граждан в общем объёме незначителен.
Въездной туризм
Официальные данные по росту объёма поездок иностранных граждан подтверждаются представителями туристической отрасли. Лидером среди стран-посетителей России большинство компаний называют Китай.
PR-директор крупного туристического онлайн-сервиса «Datravel.com» Светлана Баранова отметила: «Судя по нашим партнёрам, можно сказать, что большое количество граждан Китая посетили нашу страну в этом году, потому что низкий курс рубля создал привлекательные цены для отдыха в России».
По мнению, Марии Конабеевой, на рост въезда также повлияло повышение привлекательности российских курортов: «Сейчас российские курорты активно отстраиваются, люди всё больше узнают о нашей стране, появляется интерес».
Ниже представлена сводная информация по оценке ситуации на рынке, по мнению участников туристического бизнеса, также динамика за 2015 год и на начало 2016.
Мнения по ситуации на рынке
Рыночная ориентация компаний | Комментарии компаний |
Крупные компании, работающие по всем направлениям |
|
Компании, работающие на выездной поток |
|
Региональные фирмы и компании, работающие на въездной поток |
|
Компании, работающие на выезд, сегмент «Люкс» |
|
Внутренний туризм
Общие показатели по росту спроса на внутренний туризм также подтверждаются участниками выставки. Российские граждане стали больше отдыхать на отечественных курортах. Светлана Баранова в ходе беседы отметила: «За лето 2015 года лидерами продаж у нас были Сочи и Симферополь. Нет такой тенденции общего спада спроса на путешествия, есть тенденция по переориентации, и вообще, весь 2015 год прошёл под знаком внутреннего туризма. Рост составил порядка 30-40% за прошедший год».
Большинство опрошенных фирм, работающих по приёму туристов в регионах, также говорят о стабильной ситуации. Среди насущных проблем, затронувших удалённые регионы, отмечаются:
- высокая стоимость авиаперелётов
- неразвитая инфраструктура
- недостаток информации о регионе на рынке
- кадровые проблемы
Но в целом региональные компании чувствуют себя уверенно, клиент есть, и они планируют только развиваться.
Так, директор красноярской компании «Хорба-Хантинг» Ольга Парушкина сообщила: «Мы всегда занимались въездным туризмом. Могу сказать, что сейчас по сравнению с 2015 годом, интерес к тем услугам, которые мы предоставляем, безусловно, выше». Компания предоставляет услуги приключенческого туризма, связанного с охотой и рыбалкой. Относительно ключевого фактора влияния на спрос по направлению все опрошенные были единогласны: дороговизна перемещения на места отдыха.
Заместитель директора камчатской компании «TRAVERS-TOUR» Татьяна Лангбурд отметила: «Наш регион уникален по природным условиям, но на рынке недостаёт информации о нём. Главной проблемой, в силу нашей специфики, можно назвать цену на авиабилеты. Когда закрылась «Трансаэро», у нас поток уменьшился на 400 мест в день. Именно из-за этого многие едут к нам зимой, потому что билеты зимой дешевле. Но зимой не хватает рабочей силы, т.к. волонтёров больше летом, это сезонная специфика. Хотелось бы улучшения этой ситуации».
Суммируя данные, можно сказать, что на рынке происходят изменения, но кризиса отрасли не наблюдается. Конечно, закрытие направлений Турция-Египет не осталось без последствий, и многие компании закрылись. Однако, по мнению участников выставки, это были небольшие компании, которые не смогли перестроиться в новых условиях. Между тем отмечается рост фирм, работающих по внутреннему направлению. Часть турпотока, ранее ориентированного на выездной туризм, переключилась на внутренние поездки, а крупная доля туристов прекратила путешествовать по причине снижения доходов. Возможно, в дальнейшем эта часть туристов перейдёт на российские курорты.