Традиция альбомов выпускников идет ещё из Древней Греции

Традиция альбомов выпускников идет ещё из Древней Греции

В России отзвенели последние звонки, школьники старших классов сдают экзамены, впереди их ждёт выпускной бал, фуршет и памятные альбомы с фотографиями. Традиция вписывать свои имена в летопись для потомков существовала задолго до появления фотографий, граффити и соцсетей. И, как оказалось, была она и у выпускников Древней Греции.

Подтверждением этому служит 2000-летняя каменная табличка, на которой написаны имена группы афинских юношей, которые только что закончили тогдашнюю аспирантуру.

Каменная табличка находится в коллекции Национального музея Шотландии уже более 100 лет, но надпись была переведена лишь недавно в рамках программы публикации английских переводов надписей из древних Афин, хранящихся в коллекциях Великобритании.

Молодые люди, перечисленные на табличке, включая такие имена, как Аттикос, Антос, Иракон и Теогас, были членами эфебата – класса молодых людей в возрасте от 18 до 19 лет, которые должны были проходить двухлетнюю военную подготовку.

Надписи на табличке говорят, что она была сделана во времена правления римского императора Клавдия, который правил с 41 по 54 год н.э. Рим тогда только-только завоевал Грецию, но греки, как свидетельствует табличка, все еще держались своих традиций, несмотря на римское правление.

«Это открытие представляет собой важный новый источник информации об афинском обществе в середине первого века нашей эры, – пишет главный хранитель Национального музея Шотландии Маргарет Мейтлендю – Это был решающий период для Афин, поскольку они только привыкали к своему положению под властью Римской империи, которая завоевала Греческий полуостров в 146 году до н.э.».

Маргарет Мейтлендю, главный хранитель Национального музея Шотландии, демонстрирует альбом выпускников Древней Греции
Маргарет Мейтлендю, главный хранитель Национального музея Шотландии, демонстрирует альбом выпускников Древней Греции

К тому времени, когда Аттикос и его друзья закончили свое образование, эта практика существовала уже сотни лет. Начиная примерно с 335 года до н.э. молодые люди, готовящиеся стать гражданами Афин, были обязаны проходить эфебское обучение, которое должно было подготовить их к защите своей страны, соблюдению ее законов и традиций.

Поначалу это заведение было предназначено для состоятельных людей, но со временем ситуация изменилась. К третьему веку до н.э. оно уже не было обязательным и ограничивалось только одним годом. Двести лет спустя иностранцы также смогли участвовать, и обучение стало включать литературу и философию. Эта практика начала угасать примерно в третьем веке нашей эры, примерно через 150 лет после создания таблички.

Надпись на мраморе проливает свет на то, как древние греки, проходившие обучение под властью Рима, осознавали себя, говорит Питер Лиддел, историк из Манчестерского университета.

Имена неграждан, включенных в нижнюю часть списка эфебов, отделены пробелом.
Имена неграждан, включенных в нижнюю часть списка эфебов, отделены пробелом.

«Это действительно интересная надпись, отчасти потому, что она новая, но также и потому, что она дает нам новые имена и некоторое представление о доступности этого учреждения, которое часто ассоциируется с элитами», – говорит он.

Деталь в верхней части таблички – масляная амфора – символизирует спортивное соревнование. Физическая подготовка была важной частью подготовки к получению афинского гражданства. Как и другие древнегреческие атлеты, эфебы натирали себя оливковым маслом перед тренировкой в спортзале.

Когда ученые впервые приступили к работе над переводом, они были убеждены, что табличка является слепком с оригинала, хранящегося в музее Эшмола Оксфордского университета. Но позже исследователи поняли, что она сделана из мрамора и является подлинником.

Имена, начертанные на мраморе, отражают лишь малую долю списка выпускников, около 30 из 100-200 человек. Автор надписи, Аттикос, сын Филиппоса, «представляет себя центральной фигурой своего привилегированного круга общения», – пишет Мейтленд. Многие из людей, упомянутых на шотландской и оксфордской табличках, принадлежали к афинской элите.

Тем не менее, надпись дает одно из «самых ранних свидетельств участия неграждан в эфебате», – добавляет Лиддел. Она также являет собой «древний эквивалент школьного альбома», хотя включает лишь часть выпускников, которые захотели сохранить память о проведенных вместе годах.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку