Цена полета в космос с российской Международной космической станции (МКС) пока не объявлена, но можно предположить, что она будет конкурентноспособной. Ведь Роскосмос в лице своего начальника Игоря Комарова заявил о своих планах с помощью космического туризма наполовину окупать затраты на содержание МКС к 2025 году. Основной конкурент Роскосмоса — Великобритания, которая тоже на днях активизировалась на рынке полетов в космос.
Понятно, что цена полета в космос не будет равняться по стоимости поездке на выходные в Париж. Число потенциальных космических туристов составляет десятки человек, а затраты на содержание МКС оцениваются в $5 млрд ежегодно, а в 2018 году — $14 млрд. То есть, счёт идёт на десятки миллионов долларов за полёт в космос. Это доступно только для миллиардеров, которых, по данным Форбс, в 2017 году насчитывалось всего лишь 2043 по всему миру. А сколько из них готовы слетать в космос в пока что не самых комфортных условиях и с высокой нагрузкой на организм?
Старт космическому туризму был дан 15 лет назад, но им воспользовались пока только несколько миллиардеров. Пионером в развитии экзотического вида путешествий стал Роскосмос, который помог осуществить мечту детства Деннису Тито, состоятельному предпринимателю из Калифорнии в 2011 году на судне Союз ТМ-32. Цена полета в космос для первого космического туриста была $20 млн. За Тито последовали шесть других вдохновенных миллиардеров, воспользовавшихся орбитальным путешествием Роскосмоса.
Однако, дороговато. Пришлось выйти на рынок с более бюджетным продуктом — суборбитальными полетами, которые представляли собой получасовой полёт вокруг Земли на высоте порядка 100 км и стоили всего лишь около $2 млн. Появился рынок, и миллиардеры быстренько смекнули, что можно сделать бизнес на полетах в космос. В 2004 году Ричард Брэнсон основал компанию Virgin Galactic и предложил, можно сказать, эконом-класс. Цена полета в космос от Вирджин — всего-то 250’000 долларов.
Осуществлять VIP туры в космос из России хочет авиаперевозчик Сибирь (S7 Airlines), инвесторами которого являются Владислав Филев и его семья. Они объявили о желании концессии после 2024 года, перевозки могут осуществляться на ракетоносителе «Союз-5». Проект потребует 5-10 лет, которые пойдут на создание транспортной системы.
Владислав Феликсович — потомственный военный-ракетчик, его супруга Наталья Валерьевна — инженер-радиомеханик. Увлечение Филева космосом уже реализовывалось в 2016 году в приобретении плавучего космодрома «Морской старт» за $160 млн. Как говорят эксперты, «Союз-5» не сможет стартовать с упомянутого плавучего космодрома. В то же время, уже в текущем году Роскосмос запланировал приобретение космических судов и ракет, вероятно, найдётся что-то подходящее. Но вопрос по-прежнему в цене полетов в космос, и наличии конкурентной среды.
Одновременно с инициативой космической отрасли нашей страны, в Великобритании королевой Елизаветой II был подписан закон Space Industry Bill, открывающий путь к коммерческим полётам в космос. Закон даёт возможность британским фирмам и ученым «проводить передовые исследования и вдохновлять следующее поколение британских ученых и инженеров», запускать с территории Великобритании в космос небольшие спутники или совершать гиперзвуковые полеты.
К 2030 году Великобритания намерена увеличить свою долю в мировой космической отрасли с 6.5% до 10%. Считается, что стоимость спутниковых услуг в экономике Великобритании уже составляет $250 млрд. В рамках своей кампании «Год инженерии» английское правительство уже создало более 1000 учебных заведений в космическом секторе. Министр транспорта Джо Джонсон сказал, что это приведет к технологической революции в Великобритании. Министр науки Сэм Гима сказал, что правительство будет сотрудничать с компаниями и учеными, чтобы подключиться к прибыльному рынку космических технологий.
В своё время Брэнсону сильно помогли. На проектирование его космического корабля SpaceShipTwo он получил 4.5 миллиона субсидий от НАСА. В числе сорока человек, пожелавших стать космическими туристами эконом-направления, был актёр Эштон Катчер, было купивший билет на рейс 2014 года. Но SpaceShipTwo разбился во время испытаний и полёты были на пару лет заморожены. В конце 2017 года неистовый англичанин снова активизировался и предъявил данные успешных испытаний, и пригласил на борт Стивена Хокинга. Увы, физик недавно умер, но полёты никто не отменяет.
Помимо Брэнсона, есть и другие инвесторы, увлечённые идеей космоса. Джефф Безос, основатель Amazon, вложил более $1.5 млрд в аналогичный проект под названием “Blue Origin”. Чтобы осуществить свою мечту отправить “миллионы людей в космос”, он презентовал его в Тбилиси в марте 2017 года. Первый запуск ракеты многоразового использования “New Shepard” запланирован на 2020 год. Ему тоже помогло NASA ($25 млн).
Ещё один претендент на лидерство в космическом туризме — предприниматель Роберт Бигелоу (Bigelow Aerospace), который с 1999 года работает над “мини-станциями”, предназначенными для туристов.
Исследование Trip Chowdhry (Global Equities Research) говорит о том, что в течение 10 лет «цена полета в космос не будет отличаться от стоимости билета на самолёте». Мечта писателей-фантастов может стать реальностью не только для горстки миллиардеров. Ожидается, что цена полета в космос к 2027 году опустится до $68’000. Вопрос только в том, будут ли такие полёты производиться из России, Великобритании или другой страны? Цена имеет значение.