Словосочетание «ответственный туризм» (responsible tourism) в последние дни настойчиво употребляется в мировой прессе. Речь идёт о том, чтобы выход туристической отрасли из пандемии способствовал реализации планов устойчивого развития ООН. Это потребует установления новых правил по всему миру, единых правил, соблюдение которых даст возможность игрокам вернуться к своей деятельности.
Пока «ответственный туризм» продвигается как идея для крупнейших туристических компаний. «Сейчас мы переживаем уникальный момент для того, чтобы сделать паузу, исправить ошибки и перестать говорить об ответственном туризме как о «приятном занятии». Не стоит даже выделять понятие «устойчивый туризм», это просто «туризм», где этическое и ответственное поведение заложено в ДНК каждого туристического бренда», — на одном из частных мероприятий говорит Джен Мадден, бывший топ-менеджер Всемирного Банка, а ныне советник крупнейших компаний из списка Fortune 500.
Г-жа Мадден считает, что устойчивое развитие в туризме на момент начала пандемии находится на нулевом уровне, хотя признаёт, что сознание руководства туриндустрии уже пробудилось и готово что-то менять.
По оценкам Всемирного Совета по туризму и путешествиям, отрасль потеряла в 2020 году более 2 триллионов и вероятно лишится 75 миллионов рабочих мест. Глобальный туризм, годовые доходы которого перед пандемией составляли $2.9 триллионов, будет восстанавливаться 2-3 года, и это восстановление потребует ответа на новые вызовы.
«Туристические направления отныне должны не просто заниматься маркетингом, они должны в первую очередь стать ответственными управляющими компаниями с экологическим и социальным акцентом, который, в свою очередь, поможет им получить долгосрочные экономические выгоды. Правительства и коммерческие офисы также должны начать оценивать посткризисный туризм не только с чисто экономической точки зрения, но и с учетом экологических и социальных последствий для населения», — продолжает она.
Что будет благоволить переходу отрасли к «устойчивому туризму»? Сами потребительские предпочнения. После долгого воздержания, путешественники будут выезжать из своих мест реже, но более осознанно; они станут внимательнее относиться к здоровью и благополучию планеты. Путешествия станут более продолжительными, подготовленными, и смогут принести большую пользу местным общинам.
Турист будущего потребует большей прозрачности от туристических брендов, и последним потребуется быть убедительнее относительно критериев устойчивого развития, чтобы заслужить доверие потребителей.
Туристические достопримечательности отныне будут принимать гостей в тесном сотрудничестве с министерствами здравоохранения, банками, инвесторами, страховыми компаниями и частным сектором. Туризм станет по-настоящему инновационной отраслью. Уже сейчас специалисты разрабатывают такие новшества, как авиационная защитная униформа, совершенствуют мобильные технологии для управления туристическими потоками. В развитии глобального туризма будет всё явственнее звучать Парижское соглашение и ответственность за климатические последствия туризма как отрасли.
Насколько быстро глобальный туризм превратится в «устойчивый туризм»? Наверное, это потребует больше времени, чем 2-3 года. Но некоторые элементы этой доктрины уже включаются в план по снятию ограничений в европейских странах. Кто не сможет им соответствовать — будет вынужден уйти с рынка.