Учёным можешь ты не быть, но гражданином быть обязан

Учёным можешь ты не быть, но гражданином быть обязан

Выход России из Болонского процесса (Болонской системы) стал неминуем после апреля 2022 года, когда страну начали убирать из научной жизни Европы, да и всего мира (участники системы — 49 стран). А 24 мая министр науки и высшего образования Валерий Фальков официально объявил о выходе РФ из Болонской системы «как не справляющейся с задачами ускоренного технологического развития и модернизации экономики России» . При этом полноценная дискуссия о будущем российской науки едва началась сейчас.

«Дискуссия о Болонской системе носит скорее политический характер, чем профессиональный образовательный», — уверяет Андрей Стародубцев, научный руководитель магистерской программы «Сравнительная политика Евразии». С ним трудно не согласиться.

В выступлении В. Путина 24 февраля 2023 года прозвучали слова о возврате к советской «традиционной системе подготовки специалистов» взамен чуждой европейской. Однако  заместитель руководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко поспешил уточнить: «Мир очень динамично меняется, поэтому в этом быстроменяющемся мире опираться только на опыт и наследие, ничего не меняя, не получится«.

Полный возврат к СССР и оторванность от мировой науки нам не грозит хотя бы потому, что это невыгодно властям — советская система требовала больше бюджетных средств (10% бюджета шло в образование в 1990 году против 4% в 2020 году).

Да и какое наследие? До СССР была Российская империя с развитой европейского типа системой высшего образования, традиции которой были попраны в эпоху большевиков. Поэтому говорить о наследии и традициях советской эпохи по отношению к русской культуре и образованию можно с определенной степени условности, особенно в приложении к гуманитарному знанию, которое практически уничтожил марксизм. Инженерные специалисты, действительно, были предметом гордости СССР.

Проблема в том, что россияне слишком активно впитывали в себя через «Болонскую систему» европейское знание и мировоззрение, которое по природе им свойственно больше, чем пресловутые «советские традиционные ценности», оторванные от корней. Российские ВУЗы с их научным наследием — советским ареопагом, им дать альтернативы не смогли. Отсюда курс на сворачивание сотрудничества с западными научными и образовательными учреждениями, взятый ещё до конфликта на Украине, и присвоение статуса «иноагента» тем, кто работает на ниве просвещения на гранты западных коллег.

Никакая «Евразия» не пройдёт как идеология в обществе, осознающем свою глубоко европейскую сущность, знающем культуру и философию своей страны. Её можно насадить, только если убрать фундаментальный научный подход, противопоставив ему новоизобретённый «марксизм-ленинизм».

Заметьте, что «восточным партнёрам» сотрудничество с Западом не страшно. Участником «Болонского процесса» является Китай, который ещё в 1970е годы широко открыл двери студентам, уезжающим получать образование в других странах. В этой стране воспитывают «правильных патриотов» с младых ногтей. «В программах высшего образования Китая важное значение придается воспитанию. Коллективные, общественные цели и ценности признаются выше личных интересов», — пишет Т.Т. Махаматов (Финансовый университет).

«В отечественной традиции высшее образование служило не столько закреплению национальных ценностей и естественно сложившихся особенностей народной культуры, сколько, напротив, формированию нового типа личности, основанного на европейском образе мышления, — говорит эксперт. — В советское время была выстроена новая национальная модель высшего образования, сочетавшая научную фундаментальность,  гражданственность и духовность, которые обеспечили рост национального самосознания и сформировали модель советского человека».

Не дай Бог нам вернуться к «духовности» эпохи СССР В таких тезисах много спорного, и, увы, это мысли политиков и экспертов-апологетов нынешних перемен. Как бы при этом ещё не пойти по проверенному китайскому образцу — воспитания в коммунистическом толке.

У выхода из «Болонской системы» есть ещё один мощный сторонник — ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий, который не устаёт говорить об ухудшении качества российского образования при его переходе на европейскую систему. Как же возможно, что европейские ВУЗы по-прежнему на коне, а элита не приезжает массово учиться в Россию или Китай, где образование якобы лучше? Нет, весь мир стремится на Запад, и дети правителей, в том числе из РФ, исправно ходят в традиционные европейские элитные школы за знаниями и связями. Зато российские ВУЗы переполнены выходцами из СНГ, Африки и других стран, которые не могут похвастаться эффективными моделями образования.

Итак, снова меняется политическая система — меняется образовательная (пропагандистская по сути) модель. В настоящее время идёт обсуждение, насколько «неосоветской» будет российская система высшего образования. Ясно одно: гуманитарные науки, которые являются важнейшей и неотъемлемой частью высшего образования за рубежом, снова отправляются в загон. Россия начинает готовить не учёных, а граждан, ориентированных на соцсоревнование технологическое развитие и модернизацию.

ВУЗы снова будут сосредоточены на выпуске специалистов для промышленности, которой философы не нужны. Ориентация на «конкретные профессии, отрасли и запрoсы рынка труда», о которой в последние годы немало говорили в министерствах, станет ключевым трендом реформы и позволит государству сэкономить на фундаментальном знании, сделать его полезным и прибыльным делом.

Решится сама собой и проблема «утечки мозгов», потому что молодые перспективные учёные больше не смогут найти себе место за рубежом, где зарплаты в 5-6 раз выше среднероссийских. Ведь для россиян станет гораздо труднее выехать с целью учёбы за рубеж, и любые системы обмена, в том числе необходимые для профессии, будут сопряжены с бюрократическими трудностями.

Поистине, хорошая идея — вернуть отчасти советский опыт образования в российскую жизнь. Это значит, что не нужно платить достойные деньги своей молодёжи, достаточно лишь убедить её задарма распахивать целину и доказывать Западу, что каждый россиянин счастлив быть просто гражданином своей страны и Евразийского пространства.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку