В Маяковке появился молодёжный «читакль» «Габриеле»

Режиссер Сергей Тонышев реализовал на Малой сцене Театра им. В. Маяковского проект по-настоящему импровизированного студенческого театра «Габриеле. Итальянская комедия», который он сам назвал «читаклем» (средним между «читкой» и «спектаклем»). Это не означает, что на сцене мы не видим профессиональной актёрской игры — актёры полностью «выкладываются», импровизируют, демонстрируют профессиональные навыки и вместе с режиссером делают театрализованное шоу.

Однако каждый сидящий в зале ощущает себя так, будто попал даже не на репетицию, а в общежитие театрального ВУЗа в глубинке. Зритель наблюдает за легковесными увлечениями и поисками 20-летних «детей». Они мечтают о собственных спектаклях без гроша за душой, спорят, веселятся и ни на секунду не задумываются о завтрашнем дне. Маски разные, как и полагается в комедии-дель-арте, но студенты невероятно похожи между собой.

На «Габриэле» не нужно приходить семьями. Это «читакль» для состоявшихся зрителей, которых не свернуть с однажды выбранного пути, и которые готовы просто поулыбаться. На него, конечно, побегут студенты — проблематика безбашенного итальянского сюжета окажется им невероятно близка. Подросткам идти на него я бы не рекомендовала — кто знает, какую мораль они впитают через весёлый смех.

В отличие от итальянских комедий, к которым мы привыкли, в спектакле не содержится насмешки над пороками людей. Сюжетная линия до неприличия проста — одна заводная девушка влюбляет в себя поочередно пятерых молодых парнёй. Через пару месяцев она беременеет — и короткий срок «романов» не позволяет ей высчитать, кто отец дитя.

Повеселились, но что же будет с матерью и ребёнком? Театральная молодёжь воспринимает всё это как игру. У них есть мечты, полная безответственность и доброе сердце — пока их не выгнали из крохотной квартирки в Риме, в общаге найдётся место и матери, и общему дитя.

Тем не менее, эксперимент Сергея Тонышева мне показался любопытным. А что, если он предложил решение для людей с беспросветной нищетой и без шансов завтрашнего дня? Может быть, современные итальянские драматурги Фаусто Паравидино и Джампьеро Раппа не так уж неправы — если нет выхода, то не надо его и искать…

Пожалуй, главный порок и в Италии, и в России в XXI веке — это бедность. Так почему не посмеяться над ним?

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку