Чайковский боготворил Моцарта: восхищение его музыкой он пронес через всю жизнь – от ранних детских воспоминаний до создания сюиты «Моцартиана» на темы моцартовских произведений.
Сюита «Моцартиана» П. Чайковского в исполнении Государственного симфонического оркестра Symphonica ARTica под управлением Фабио Мастранджело
Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он.
Из дневника П.И. Чайковского
В 1884 году Чайковский принимал активное участие в издании П.И. Юргенсоном клавира оперы Моцарта «Свадьба Фигаро». Это издание включало русский текст оперы и ее речитативы, подготовленные Чайковским еще в 1875 году для постановки оперы в консерватории. Обращение к моцартовской музыке натолкнула композитора на создание «сюиты из Моцарта».
На протяжении следующих трех лет Чайковский не оставлял идеи создания сюиты: его дневниковые записи свидетельствуют о постоянной работе по выбору пьес и обдумыванию плана сюиты.
Идея Чайковского была достаточно простой, но во многом новаторской. Он задумал оркестровать избранные фортепианные пьесы Моцарта, составив из них единую сюиту. В подборку Чайковского в итоге попали Маленькая жига, Менуэт, Десять вариаций на тему зингшпиля «Непредвиденная встреча» К.В. Глюка и мотет «Ave Verum», вошедший в третью часть сюиты. Все моцартовские произведения были изданы в России – из дневника композитора мы узнаем, что материал он подбирал в нотном магазине Юргенсона.
Большое количество превосходных мелких сочинений Моцарта, вследствие непонятной причины, мало известны не только публике, но и многим из музыкантов.
Из предисловия к сюите «Моцартиана»
Непосредственно к работе Чайковский приступил в июне 1887 года. Уже в августе он направил рукопись Юргенсону с просьбой также издать четырехручное переложение. Партитура, голоса и версия для фортепиано в 4 руки вышли в свет в ноябре того же года.

Большую трудность у Чайковского вызвало название создаваемой сюиты. Сразу пришедшая на ум «Моцартиана» вскоре перестала нравиться композитору – оно напоминало ему «Крейслериану» и навевало ассоциации с произведением Роберта Шумана. В дело пришлось вмешаться Юргенсону. В письме он уговорил Чайковского оставить название «Моцартиана».
Сюита объединяет 4 части: Жига, Менуэт, Молитва и Тема с вариациями. Светлая моцартовская музыка, полная изящества и грации, облачена Чайковским в разнообразные оркестровые краски. На протяжении сюиты мы слышим соло флейты и арфы, пассажи струнных и ансамбли духовых инструментов. Чайковский не следует традициям оркестровки эпохи Моцарта, он предлагает современникам обратиться к музыке прошлого сквозь призму современности.
Первое исполнение сюиты состоялось почти сразу после издания партитуры — в ноябре 1887 года в Москве. Чайковский сам дирижировал сюитой и остался полностью удовлетворен премьерой. Публика принимала сюиту очень тепло, удостоив композитора «драгоценными подарками и множеством венков». Под управлением автора сюита также звучала в Москве и Женеве. Теплый отклик о сочинении мы находим в воспоминаниях Эдварда Грига:
…русский композитор Чайковский бережно, с тонким, достойным восхищения тактом объединил более или менее известные фортепианные и хоровые произведения Моцарта в оркестровую сюиту, облаченную в современную инструментальную одежду.
Эдвард Григ о сюите «Моцартиана»
Сам Чайковский охарактеризовал свою работу как «старина в современной обработке» и стал одним из первопроходцев неоклассического направления, ярко заявившего о себе в начале XX века.
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения