04 апреля 2017 года в Москве состоялся «Фестиваль круизов» — профессиональное мероприятие, которое уже второй год подряд даёт возможность 450 профессионалам туристического рынка России встретиться, провести презентации, обменяться предложениями и обсудить положение дел в отрасли.
В открытии «Фестиваля круизов» 2017 года принял участие зам. руководителя Ростуризма Сергей Корнеев, который рассказал о текущем возрождении отрасли и её перспективах. По словам С. Корнеева, основным глобальным трендом рынка являются азиатские круизы. В России после крушения Советского Союза, когда советский флот был продан, круизы были труднодоступным видом отдыха. Сейчас самые популярные круизы проходят по маршруту Санкт-Петербург, Мурманск, Чукотка.
При этом круизные компании начинают извлекать существенные доходы от туризма. Так, компания «Арктик уголь» заявляла о том, что доходы от туристического направления уже превышают доходы от её добычи угля.
«Мы возвращаем культуру речных круизов», — сказал С. Корнеев, обращая внимание на оживление круизных плаваний по сибирским рекам, а также по Золотому кольцу и озеру Байкал. «Все наши сильнейшие туристические бренды связаны с местами, вокруг которых строилась наша государственность», — подчеркнул он и отметил, что проведение Кубка Конфедераций даст возможность развивать такие направления, как Казань, Нижний Новгород, Санкт-Петербург и Москву.
Тем не менее, по словам участников рынка, объёмы продаж круизов в России пока не сопоставимы с Европой и США, где отрасль развивалась начиная с 1970-1980 гг, и показатели измеряются в миллионах. В России это — десятки тысяч круизов в год, причём 80-85% рынка — это возвратные (лояльные) туристы, которые постоянно ездят в круизы.
Андрей Михайловский, коммерческий директор «Инфофлот» и член «Речного Альянса», констатировал рост направления речных круизов 25-40% по разным направлениям.
Валентин Елисеев, основатель «Нептуна» и президент Ассоциации круизных операторов (АКО) сказал о том, что большая часть морских круизов в России на данный момент — лайнеры зарубежных компаний. В 2015 году российский рынок испытал резкое падение, рост рынка в 2016 году составил 20-25% к 2015 году в количественном выражении. В то же время, средний чек снизился, и люди стали реже путешествовать. В первые месяцы 2017 года рынок показал рост 30%, что вселяет надежду, что россияне будут ездить в морские круизы в текущем году значительно чаще.