Действительно, почему бы Москве не стать таким же успешным направлением для проведения бизнес-мероприятий, как Барселона? Последней потребовалась для этого всего-навсего одна пятилетка, в течение которой испанцы сумели убедить транснациональные корпорации по всему миру в том, что те могут быть уверены в качестве услуг, предоставляемых в городе бизнес-туристам. Схожий путь предстоит проделать и нашей столице. О том, как это можно сделать, эксперты отрасли говорили под эгидой Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ) на мероприятии «Москва как перспективное направление для MICE — бизнеса».
Армин Эберхард, Председатель Комитета АЕБ по гостиничному бизнесу и туризму и генеральный директор гостиницы «Ренессанс Монарх Москва», убеждён, что в Москве сокрыт большой потенциал для развития как гостиничного бизнеса в целом, так и направления бизнес-туризма. Важно только найти путь, как сделать этот рынок по-настоящему привлекательным для гостей.
На данный момент Москва — ещё не центр корпоративного (по-английски MICE) туризма, российское направление в глобальном рейтинге не входит и в двадцатку лидеров, среди которых выделяются Барселона, Париж, Берлин и Франкфурт. Вместе с тем, у нас проводится ежегодно около 2’300 крупных мероприятий на 78 площадках (по данным Ассоциации событийного туризма города Москвы). В российской столице для этого есть достойные мощности, в том числе 15 пятизвездочных отелей.
Отели высокого уровня — это одно из важнейших средств достижения поставленной цели, наряду с имиджем страны, качеством предоставляемых туристам услуг, наличием и объёмом господдержки, инфраструктурой и дорогами. Названные аспекты — это основные вещи, которые делают направление конкурентноспособным в глазах обеспеченного туриста (того, который в среднем готов потратить на 5-дневную поездку $1’500).
Корпоративный турист, конечно, желанный гость в каждой стране. Германии, например, он приносит порядка 68.8 млрд евро, без учёта расходов на отели и питание (такие данные огласил Иво Герт Бауманн, один из крупнейших немецких экспертов). Именно успешный германский опыт бизнес-туризма, по мнению Армина Эберхарда, будет как нельзя кстати для нашей страны. Тем более, что немцы (наряду с японцами) — один из самых ожидаемых MICE-туристов для России.
Но немецкий опыт имеет свои характерные черты, в нём развиваются тенденции, далёкие от нашей действительности и даже мало понятные россиянам. Основной тренд на немецком рынке MICE-туризма сегодня — это экология, борьба за сохранение природы. Он включает в себя серию составляющих, в том числе борьбу с пластиком, засоряющим мировой океан. Сверхсовременное оборудование конференц-залов (такое как усиливающая звук техника) не так уж нужно корпоративному клиенту из Германии — для 40 немцев лучше подойдут российская природа и её естественные условия. Люди в Германии хотят аутентичности и уникальности, в том числе национальной. Отсюда повышенный спрос на небольшие мероприятия с экологически содержанием.
Это — лишь одна из потребностей целевой аудитории, которую предстоит удовлетворить российскому рынку на пути к успеху. И, конечно, ему предстоит убрать нелепые барьеры въездного направления, как, например, визовые трудности.
«Я сидел в приёмной визового сотрудника российского посольства два часа. Затем ещё два часа ждал результата. Потом оплатил визовый сбор. И в установленное время был вынужден снова приезжать за готовым паспортом», — поделился один из немецких топ-менеджеров — член бизнес-миссии лидеров MICE-туризма Германии, приглашенный АЕБ в Россию для демонстрации российских площадок и туристических возможностей.
К счастью, в России вводится упрощённый порядок въезда благодаря внедрению электронных виз. Такая инициатива улучшит не только возможности продвижения корпоративного туризма, но и имидж Москвы и страны в целом. Однако это только начало многолетнего пути. Потребуется ещё немало встреч экспертов, действий правительств всех уровней, а также напряженной работы людей, вовлечённых в развитие корпоративного туризма в нашей стране.