В Россию Джузеппе Верди занесла «Сила судьбы»

В Россию Джузеппе Верди занесла «Сила судьбы»

160 лет назад в Большом театре Петербурга состоялась мировая премьера оперы прославленного Джузеппе Верди «Сила судьбы».

Одна из первых афиш оперы «Сила судьбы», период выпуска – между 1862 и 1880 годами.
Одна из первых афиш оперы «Сила судьбы», период выпуска – между 1862 и 1880 годами.

Заказ на большую романтическую оперу пришел из Петербурга от дирекции Императорских театров маститому композитору. Джузеппе Верди  уже около 60 лет, он – автор 21 оперы, включая такие шедевры, как «Риголетто» и «Травиата», его музыке рукоплещут слушатели по всей Европе.

Заказ не ограничивал композитора в выборе темы произведения. Изначально Верди планировал создать оперу по романтической драме Виктора Гюго «Рюи Блаз», но острая социальная антитеза литературной основы (подставной министр влюбляется в королеву и она отвечает ему взаимностью) и запрет на данное произведение в России вынудили искать другую первооснову для новой оперы.

Выбор пал на пьесу испанского писателя Анхеля Сааведры «Дон Альваро, или Сила судьбы». Либреттистом оперы выступил Франческо Мария Пьяве, с которым Верди регулярно сотрудничал. Многие острые моменты пьесы Сааведры в либретто были смягчены, но основные идеи авторы будущей оперы сохранили. Одной из них был протест против расовых предубеждений.

Любовная линия оперы закручена вокруг пары Леоноры и Альваро, выходца из королевского рода инков. Семья Леоноры против их союза. Альваро нечаянно ранит отца возлюбленной, который уходя в мир иной проклинает свою дочь. Отомстить за смерть отца клянется брат Леоноры дон Карлос. После долгих поисков возлюбленной, которая ушла в монастырь, Альваро находит ее, ранит в поединке дон Карлоса, который, умирая, убивает сестру.

Неотвратимость злого рока, трагическая концовка и мрак сюжета Верди спасает музыкой и яркими драматургическими находками, реализуя в этой опере принципы реализма. Композитор поднимает в произведении тему войны, которая охватывает сознание людей, застилает их разум и заставляет совершать страшные поступки.

Декорации к петербургской премьере оперы подготовил Андреас Роллер. Немецкий художник проработал в России 38 лет, создав декорации к 78 оперным спектаклям и более двум десяткам балетов.
Декорации к петербургской премьере оперы подготовил Андреас Роллер. Немецкий художник проработал в России 38 лет, создав декорации к 78 оперным спектаклям и более двум десяткам балетов.

Премьера оперы состоялась в Петербурге в Большом каменном театре (ныне Мариинский театр) 10 ноября 1862 года. Постановку приняла тепло, но без энтузиазма. Русское общество не впечатлила идея заказа оперы иностранному композитору и полное пренебрежение отечественными композиторами. Более того: на третьем представлении оперы молодые отечественные композиторы, среди которых были будущие участники «Могучей кучки», демонстративно выразили свое недовольство итальянскому засилью на русской оперной сцене – постановку исполняла итальянская труппа.

Ария Леоноры в исполнении Динары Алиевой

В период подготовки премьеры «Силы судьбы» Верди дважды посещал Россию, бывал в Петербурге и Москве. В 1861 году композитору бисировали на московском исполнении «Бала-маскарада», в 1862 – на исполнении оперы «Трубадур». «Сила судьбы», написанная специально для России, такого восторга публики не получила. После 190 представлений спектакль был снят с репертуара.

Вскоре после Петербурга «Сила судьбы» была поставлена в Мадриде и Риме. Три первые постановки убедили Верди внести изменения в оперу. Либретто доработал Гисланцони (с ним Верди вскоре начнет работу над «Аидой»), смягчив сюжет и его развязку. Верди написал новую увертюру и изменил некоторые сцены оперы.

Увертюра к опере «Сила судьбы» в исполнении Оркестра Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, дирижёр – Феликс Коробов

Новый вариант оперы был представлен в «Ла Скала» в феврале 1869 года. Спектакль имел оглушительный успех. Новая, миланская версия оперы исполняется до настоящего времени. Хотя фактом появления этого шедевра мир обязан России.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку