160 лет назад в Большом театре Петербурга состоялась мировая премьера оперы прославленного Джузеппе Верди «Сила судьбы».

Заказ на большую романтическую оперу пришел из Петербурга от дирекции Императорских театров маститому композитору. Джузеппе Верди уже около 60 лет, он – автор 21 оперы, включая такие шедевры, как «Риголетто» и «Травиата», его музыке рукоплещут слушатели по всей Европе.
Заказ не ограничивал композитора в выборе темы произведения. Изначально Верди планировал создать оперу по романтической драме Виктора Гюго «Рюи Блаз», но острая социальная антитеза литературной основы (подставной министр влюбляется в королеву и она отвечает ему взаимностью) и запрет на данное произведение в России вынудили искать другую первооснову для новой оперы.
Выбор пал на пьесу испанского писателя Анхеля Сааведры «Дон Альваро, или Сила судьбы». Либреттистом оперы выступил Франческо Мария Пьяве, с которым Верди регулярно сотрудничал. Многие острые моменты пьесы Сааведры в либретто были смягчены, но основные идеи авторы будущей оперы сохранили. Одной из них был протест против расовых предубеждений.
Любовная линия оперы закручена вокруг пары Леоноры и Альваро, выходца из королевского рода инков. Семья Леоноры против их союза. Альваро нечаянно ранит отца возлюбленной, который уходя в мир иной проклинает свою дочь. Отомстить за смерть отца клянется брат Леоноры дон Карлос. После долгих поисков возлюбленной, которая ушла в монастырь, Альваро находит ее, ранит в поединке дон Карлоса, который, умирая, убивает сестру.
Неотвратимость злого рока, трагическая концовка и мрак сюжета Верди спасает музыкой и яркими драматургическими находками, реализуя в этой опере принципы реализма. Композитор поднимает в произведении тему войны, которая охватывает сознание людей, застилает их разум и заставляет совершать страшные поступки.

Премьера оперы состоялась в Петербурге в Большом каменном театре (ныне Мариинский театр) 10 ноября 1862 года. Постановку приняла тепло, но без энтузиазма. Русское общество не впечатлила идея заказа оперы иностранному композитору и полное пренебрежение отечественными композиторами. Более того: на третьем представлении оперы молодые отечественные композиторы, среди которых были будущие участники «Могучей кучки», демонстративно выразили свое недовольство итальянскому засилью на русской оперной сцене – постановку исполняла итальянская труппа.
Ария Леоноры в исполнении Динары Алиевой
В период подготовки премьеры «Силы судьбы» Верди дважды посещал Россию, бывал в Петербурге и Москве. В 1861 году композитору бисировали на московском исполнении «Бала-маскарада», в 1862 – на исполнении оперы «Трубадур». «Сила судьбы», написанная специально для России, такого восторга публики не получила. После 190 представлений спектакль был снят с репертуара.
Вскоре после Петербурга «Сила судьбы» была поставлена в Мадриде и Риме. Три первые постановки убедили Верди внести изменения в оперу. Либретто доработал Гисланцони (с ним Верди вскоре начнет работу над «Аидой»), смягчив сюжет и его развязку. Верди написал новую увертюру и изменил некоторые сцены оперы.
Увертюра к опере «Сила судьбы» в исполнении Оркестра Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, дирижёр – Феликс Коробов
Новый вариант оперы был представлен в «Ла Скала» в феврале 1869 года. Спектакль имел оглушительный успех. Новая, миланская версия оперы исполняется до настоящего времени. Хотя фактом появления этого шедевра мир обязан России.
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения