Традиции знаменного распева, существовавшие до реформы патриарха Никона — те самые, которые казались безвозвратно утраченными — прочтены и воссозданы сегодня музыкантами, с благоговением и молитвой. Совсем скоро можно будет услышать своими ушами то, что пели в церквах наши далёкие предки. Ах, слышал бы это Михаил Иванович Глинка, который с такой тщательностью искал национальные основы русской музыки…
24 декабря 2017 года в Соборной палате выступит Ансамбль старинной музыки Ex Libris. Уникальный коллектив представит подлинные сокровища русской музыки XVI-XVII веков – образцы знаменного распева и древнерусской многоголосной музыки, а также сочинения современного композитора Сергея Ахунова.
350 лет назад, в 1667 году в рамках Большого Московского собора произошло событие, вошедшее в анналы отечественной истории как Раскол Церкви. Реформы патриарха Никона (1605-1681), заключавшиеся во внесении изменений в русские богослужебные обряды и книги, привели к коренным изменениям не только в сугубо церковной области, но и затронули в целом историю Руси. Не прошли эти изменения и мимо истории русской музыки. Вместе с утверждением новых обрядов и наложением анафемы на старые книги стал уходить в небытие древнерусский знаменный распев.
Возвращение забытой традиции
Ансамбль старинной музыки Ex Libris под управлением Даниила Саяпина – уникальный российский певческий коллектив, история которого насчитывает более 20 лет. Создание коллектива относится к 1987 году и связано с Издательским советом Московского Патриархата.
С 2007 года руководство хором взял на себя Даниил Саяпин, определив новое направление деятельности коллектива. Оно заключалось в поиске, расшифровке и исполнении материалов русских рукописей XVI-XVIII вв. из коллекций Российской национальной библиотеки, Государственного исторического музея, Российской государственной библиотеки, Библиотеки РАН. Особенности расшифровки старинного материала редакция «Э Вести» обсуждала с Даниилом Саяпиным ранее в интервью.
В 2015 году коллектив пережил новое рождение и, отделившись от Московского Патриархата, взял новое имя – «Ex Libris», что дословно переводится «из книг». Тем самым коллектив подчеркнул научный подход к музыкальному материалу, который сложился за годы его существования. По-прежнему полифония XVI-первой половины XVII веков является основой репертуара и визитной карточкой хора.
Не менее важная другая часть репертуара коллектива – древнерусская полифония второй половины XVII — начала XVIII века, созданная до прихода на Русь нового гармонического музыкального мышления. После знакомства русских певцов с новой гармонической музыкой, ими были созданы удивительные по красоте произведения.
К сожалению, весь этот музыкальный пласт оказался на долгие годы забытым и не был знаком представителям русской композиторской школы, начиная с Михаила Глинки.
Традиция оживает в современном творчестве
Погружение в недра древнерусского знаменного распева не только стало частью репертуара, но прочно вошло в жизнь и творчество музыкантов.
В концертной программе в Соборной палате также прозвучат сочинения современного отечественного композитора Сергея Ахунова. Увлечение старинной церковной музыкой для автора связано со знакомством с коллективом Ex Libris и Даниилом Саяпиным. В одном из интервью Сергей Ахунов отметил, что он был поражен красотой древнерусской музыки в исполнении хора Ex Libris и решил взглянуть на него не как на музейный экспонат, а представить в виде живой традиции настоящего, передать эмоции этой музыки, используя выразительные средства прошлого.
Включение в концерт сочинений С. Ахунова – это своего рода связь древнерусской традиции с современностью, придание ей дыхания настоящего времени.
Уникальный концерт
Выступления Ex Libris в России, к сожалению, редкость. Коллектив широко признан за рубежом, где общественность активно интересуется древней историей русской музыки. Древнерусские песнопения звучали в Организации Объединенных Наций, странах Европы, Америки и Азии и привлекли к себе огромное внимание.
Знакомство русского слушателя с древнерусской хоровой музыкой, по словам Даниила Саяпина, требует особой подготовки и настроя. Возможность погружения в исполнение, приближенное к подлинным звучаниям церковной музыки прошлых веков, — уникальное событие, к сожалению, остающееся для нашей страны редкостью.
24 декабря музыкальное открытие древнерусской певческой традиции будет преумножено величием и исторической наполненностью Соборной палаты, где состоится концерт Ex Libris. Концертный зал, расположенный в Епархиальном доме в Лиховом переулке – история, застывшая в камне. Возведенный в 1901-1902 гг., в переломный для страны 1917 год, дом принял Поместный собор Православной Церкви и стал свидетелем восстановления Патриаршества на русской земле и избрания Патриархом Святителя Тихона (1865-1925). После периода советской истории здание было возвращено Церкви и восстановлено по образцам старинной архитектуры.