1 февраля в концертном зале «Зарядье» случился двойной музыкальный праздник. Во-первых, в Москву приехал Симфонический оркестр Мариинского театра во главе с Валерием Гергиевым. Во-вторых, он подарил нам «Песнь о земле» Густава Малера, сольные партии в которой блестяще исполнили Юлия Маточкина и Михаил Векуа.
Концерт начался Первым скрипичным концертом Дмитрия Шостаковича, сольную партию скрипки в нём виртуозно исполнил Сергей Хачатрян. Приблизительное представление об этом можно составить, прослушав запись 2007 года.
Концерт, посвященный знаменитому скрипачу Давиду Ойстраху, впервые прозвучал в Ленинграде в 1955 году в исполнении оркестра Ленинградской филармонии. Солировал Ойстрах, дирижировал Е.А. Мравинский. Как писал Давид Фишелевич: «Я глубоко люблю это произведение, не так легко мне «давшееся в руки»… Мы очень тщательно готовились к премьере… в присутствии автора… И я был очень счастлив, что публика горячо приняла его… Концерт представляет исключительно интересную задачу для исполнителя. Это, если хотите, очень большая, содержательная, «шекспировская» роль, требующая от артиста полной эмоциональной и интеллектуальной отдачи, открывающая широкие возможности не только для демонстрации виртуозности скрипача, но прежде всего для выявления самых глубоких чувств, мыслей, настроений».
Не меньшую виртуозность и глубину прочтения в пятницу вечером нам представил Сергей Хачатрян. Когда погасли последние звуки, зал взорвался горячими аплодисментами. Ответным комплиментом Сергей сыграл собственное переложение одного из древнеармянских духовных напевов Григора Нарекаци; оно было также прекрасно.
Во втором отделении мы услышали удивительную симфонию Густава Малера «Песнь о земле». «По-моему, — сообщал Малер, — это самое личное из всего, что я до сих пор написал». Позднее Бруно Вальтер вспоминает: «В первый раз упомянув в разговоре со мной «Песнь о Земле», он назвал ее «симфонией в песнях». Она должна была стать его Девятой симфонией. Но потом он изменил намерение: вспомнив о Бетховене и Брукнере, для которых Девятая явилась пределом творчества и жизни, он не захотел искушать судьбу. Рукопись он передал мне на просмотр; впервые я ознакомился с его новым сочинением без него. Возвращая Малеру партитуру, я был в таком состоянии, что не мог сказать о ней почти ни слова, а он, раскрыв «Прощание», сказал: «Как вы думаете? Можно это вообще выдержать? Люди не будут кончать после этого самоубийством?» Потом он указал мне на ритмические трудности и сказал шутя: «Вы имеете представление, как этим дирижировать? Я – нет!»
Судя по аплодисментам на премьерах в Петербурге и Москве, Валерий Гергиев блестяще дирижировал «Песнь о Земле», и публика неохотно отпустила маэстро и солистов, затем в приподнятом настроении расходилась по домам. Оркестр же с дирижером улетал в Италию — сегодня у них концерт в Неаполе, а 4 февраля — в Ла Скала.