7 мая – день рождения двух величайших симфонистов: Иоганнеса Брамса и Петра Чайковского. Они появились на свет с разницей в семь лет, имели разные судьбы и разные творческие пути. Но оба оставили ярчайший след в истории мирового симфонизма.
Оба композитора простились с миром великими симфониями, которые стали вершинами их творчества и признанными шедеврами классической музыки. В этом материале рассказываем о Четвертой симфонии Иоганнеса Брамса и Шестой симфонии Петра Чайковского.

Чайковский. Симфония №6 «Патетическая»
О том, что Шестая симфония станет последним обращением к симфоническому жанру, Чайковский словно знал заранее:
Мне ужасно хочется написать какую-нибудь грандиозную симфонию, которая была бы как бы завершением всей моей сочинительской карьеры…
Чайковский в письме к князю К. Романову
Композитор одновременно работал над двумя симфониями. Одна из них, симфония «Жизнь», осталась в набросках. Другая – симфония си-минор – создавалась удивительно быстро. Начав работу над ней в начале 1893 года, к августу Чайковский уже завершил партитуру и передал ее в печать.

В письмах композитора есть указание на программу произведения, однако в самой партитуре никаких указаний на ее содержание, кроме названия «Патетическая», нет. Название для опуса предложил брат композитора Модест. Оно очерчивает содержание симфонии кругом тем жизни и смерти.
Первая часть – детство и смутные стремления к музыке. Вторая – молодость и светская веселая жизнь. Третья – жизненная борьба и достижение славы. Ну, а последняя, — это De profundis, то есть – молитва об умершем, чем всё кончаем, но для меня это ещё далеко, я чувствую в себе столько энергии, столько творческих сил; я знаю, что создам ещё много, много хорошего и лучшего, чем до сих пор.
Чайковский в письме к А. Панаевой-Кравцовой
Вопреки предчувствиям, дни жизни Чайковского уже были сочтены. 16 октября 1893 года композитор дирижировал премьерой Шестой симфонии в Петербурге. Произведение было встречено холодно. 25 октября, через 9 дней после премьера, Петербург потрясла весть о кончине композитора от холеры. В память о безвременно ушедшем композиторе, симфония была исполнена еще раз и произвела на слушателей глубочайшее впечатление.
Пётр Чайковский. Симфония №6 «Патетическая». Государственный академический Большой симфонический оркестр им. Чайковского. Дирижёр – Владимир Федосеев.
Брамс. Симфония №4
Последняя симфония Иоганнеса Брамса, вершина его симфонического творчества и один из наиболее самобытных опусов композитора. Композитор пишет ее, будучи уже состоявшимся и признанным мастером. Сыгранная на фортепиано в кругу близких друзей, она не находит поддержки.
Ее пропагандистом становится друг композитора, пианист и дирижёр Ганс фон Бюлов. Премьера произведения проходит 25 марта 1885 года в Мейнингеме, далее она исполняется в туре по рейнским и голландским городам и, наконец, 3 марта 1897 года звучит в Вене, за месяц до кончины Брамса. Композитор присутствовал на ее венской премьере – и этот факт вызывает особый интерес. Композитор, уже тяжело больной, в последние годы жизни вел жизнь затворника и избегал публичных мероприятий. Но ради такого события сделал исключение.
«Четвертая грандиозна, в высшей степени самобытна, в высшей степени нова, рождена могучей индивидуальностью, дышит необыкновенной энергией от первой до последней ноты»
Ганс фон Бюлов о Четвертой симфонии Брамса
Это произведение объединило традиции сразу трех эпох. Дух романтизма окутывает в ней лирическую тему первой части и вторую часть, созданную в духе баллады. Классицизм проглядывает в ясности структуры и традиционном для классических симфоний скерцо, которое воссоздает картину народного праздника. Наконец, в этой симфонии Брамс отдает дань уважения Баху и эпохе барокко – финал симфонии решен в жанре полифонических вариаций, темой для которых стала мелодия из кантаты И.С. Баха №Тебя алкаю я, Господь».
Иоганнес Брамс. Симфония №4. Берлинский симфонический оркестр. Дирижёр – Герберт фон Караян.
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения