7 апреля 1805 года в Вене состоялась публичная премьера Третьей симфонии Людвига ван Бетховена. Сегодня мы знаем ее под названием «Героическая», пришедшем на смену посвящения Наполеону Бонапарту. Он провозгласил себя Императором и, сочувствующий Республике Бетховен снял посвящение с уже готового произведения. Так ли очевидна эта история, кто тот «великий человек», указанный в официальной эпитафии и почему «Героическая» стала спасением для самого композитора – в этом материале.
Спасение через творчество
Первый замысел новой симфонии пришел к Бетховену в 1802 году. Это время было одним из переломных моментов в жизни музыканта. Он – звезда аристократических салонов Вены, пианист-виртуоз, автор популярных вариаций, сонат, камерных квартетов и трио, а также двух симфоний и трех концертов для фортепиано с оркестром. Казалось бы, его карьера стремится к вершине. В этот момент Бетховен впервые узнает свой страшный приговор – он постепенно теряет слух и врачи не в силах что-либо сделать с этим.
Современные исследователи выдвигают ряд теорий о причинах потери слуха Бетховеном: от хронического воспаления среднего уха до различных синдромов и даже отравления свинцом (он в то время входил в состав многих лекарственных препаратов). Первые шумы в ушах и постоянный звон композитор заметил еще в 1796 году. Болезнь прогрессировала достаточно быстро. По свидетельству Карла Черни еще в 1812 году Бетховен с помощью слуховых трубок мог слушать речь и музыку, а в 1814 стал полностью глухим.
Разбитый страшным приговором, Бетховен уезжает из Вены и пишет завещание. Он на грани самоубийства, но зреющие в нем музыкальные образы не дают исполнить страшного замысла. Он приступает в реализации замысла грандиозной Третьей симфонии.
Революционная симфония
Первая идея создать симфонию, окутанную духом освободительной борьбы, пришла к Бетховену в 1798 году. Тогда в Вену прибыл посол Франции, соратник Наполеона генерал Жан-Батист Жюль Бернадот (с 1810 года – правитель Швеции, с 1818 – официально король Швеции Карл XIV Юхан и основатель правящей династии Бернадотов).
Знаменитый Траурный марш 2 части был создан под впечатлением от гибели генерала британского экспедиционного корпуса Ральфа Эберкромби в битве при Александрии с Первой Французской республикой под командованием генерала Мену (март 1801 года).
Бетховен, как и многие современники, восторгался образом Наполеона Бонапарта и сочувствовал Республике. Его эпоха жила настроениями Великой Французской революции 1789 года, но была жестоко разочарована в ее исходе: 2 декабря 1804 года Наполеон, первый консул Французской республики провозгласил себя Императором. Бетховен, уже посвятивший свою почти завершенную симфонию Наполеону Бонапарту, с яростью вырвал имя разочаровавшего его кумира.
Это яркая история, возможно, относится к категории легенд. Отказ от указания имени Наполеона Бонапарта пришлось сделать из-за риска потери гонорара от мецената и покровителя князя Йозефа Франца Максимилиана Лобковица. В 1804 году она впервые прозвучала в аристократическом кругу на вечере именно князя Лобковица, который для своего частного оркестра нанимал дополнительных музыкантов для премьеры этого произведения. Поэтому Бетховен не был заинтересован портить отношения с патроном.
Первое публичное исполнение Симфонии в Вене уже прошло под лаконичным названием «Героическая». Развернутое по меркам начала XIX века симфоническое произведение (52 минуты) вызвало большое неудовольствием публики. Особо нетерпеливые слушатели громко предлагали музыкантам денег за досрочное завершение исполнения
Героическая симфония, сочиненная в память об одном великом человеке и посвященная его светлейшему высочеству князю Лобковицу Луиджи ван Бетховеном, ор. 55, № III.
Эпитафия на титульном листе Симфонии при издании в 1806 году
Кого имел в виду Бетховен в роли «великого человека», явно отделив его от князя Лобковица – большой вопрос. Венское общество любителей музыки хранит вариант «Героической» симфонии, датированный августом 1804 года. На этой партитуре, завершенной после коронации Наполеона, все-таки есть надпись: «В честь Бонапарта».
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения