Вернёт ли Британия афинский мрамор Греции?

Вернёт ли Британия афинский мрамор Греции?

Всякий раз, когда речь заходит о репатриации произведений искусства и артефактов на родину, возникает прецедент скульптур древнегреческого Парфенона, хранящихся в Британском музее Лондона. Где находится законное место этих фризов и метоп, которые когда-то украшали храм Афины на Акрополе – в Афинах, где они рождены, или в Лондоне, где хранились последние 200 с лишним лет?

Согласно анонсу Организации всемирного наследия Юнеско, время отвечать на этот вопрос всё ближе и ближе, так как в ближайшие недели должны встретиться греческий и британский министры культуры. Хотя дата встречи не указана, но в документе написано, что она «будет организована в своё время».

Разрешение проблемы ожидается уже очень давно. Впервые дело было передано в Юнеско в 1984 году, а годом ранее Греция напрямую отправила свой запрос в Великобританию. В сентябре 2021 года комитет рекомендовал Греции и Великобритании «активизировать усилия для достижения окончательного урегулирования этого давнего вопроса». На той же сессии комитет Юнеско призвал Великобританию «пересмотреть свою позицию и приступить к добросовестному диалогу с Грецией по этому вопросу».

Обсуждаемые скульптуры широко известны в мире как Мраморы Элгина, названные так в честь Томаса Брюса, седьмого графа Элгина – их спасителя или грабителя, в зависимости от точки зрения.

Голова лошади из Афин, Греция, 438-432 годы до н.э. Одна из самых известных и популярных скульптур Парфенона. Она отражает саму суть стресса, испытываемого животного, которое провело ночь, таща колесницу Луны по небу.
Голова лошади из Афин, Греция, 438-432 годы до н.э. Одна из самых известных и популярных скульптур Парфенона. Она отражает саму суть стресса, испытываемого животного, которое провело ночь, таща колесницу Луны по небу.

С 1801 по 1805 год Элгин отправил в Британию «около половины оставшихся скульптур» Парфенона, а также «скульптурные и архитектурные элементы» из других частей Акрополя – пишет Британский музей на своем сайте. Музей утверждает, что Элгин действовал «под надзором соответствующих властей» и что в 1816 году, прежде чем передать артефакты в коллекцию Британского музея, специальный Парламентский комитет, который расследовал его действия, «нашел [их] полностью законными».

В общей сложности Британскому музею принадлежат 15 метопов, 17 фигур на фронтоне и 247-футовая секция оригинального фриза, все из которых, по утверждению учреждения, были приобретены законно во времена, когда Греция находилась под властью Османской империи.

Мраморный рельеф (блок XLVII) с Северного фриза Парфенона, который включал в себя конных всадников, колесницы, старейшин, музыкантов, носильщиков кувшинов, подносчиков и фигур, ведущих жертвоприношения. Блок XLVII показывает сцену подготовки к предстоящей кавалькаде, перекликающуюся с главной темой Западного фриза.
Мраморный рельеф (блок XLVII) с Северного фриза Парфенона, который включал в себя конных всадников, колесницы, старейшин, музыкантов, носильщиков кувшинов, подносчиков и фигур, ведущих жертвоприношения. Блок XLVII показывает сцену подготовки к предстоящей кавалькаде, перекликающуюся с главной темой Западного фриза.

Созданные между 447 и 432 годами до н.э. фризы, хранящиеся в музее, изображают Панафинеи – самое крупное религиозно-политические празднество в античных Афинах, проводившееся в честь покровительницы города богини Афины. Метопы, которые должны стоять на вершине колонн храма, изображают битву лапифов с кентаврами. Хотя время не пощадило некоторые из фигур, в целом скульптуры дают представление о великолепии древнего мира.

Метопа кентавра и Лапита из Афин, Греция, 447-438 гг. до н.э. Эта метопа – одна из 92 частей – показывает битву между человеком–лапифом и кентавром.
Метопа кентавра и Лапита из Афин, Греция, 447-438 гг. до н.э. Эта метопа – одна из 92 частей – показывает битву между человеком–лапифом и кентавром.

Примечательно, что человек, вывезший древности из Греции, являлся на тот момент послом Британии в Османской империи.

Поначалу проект Элгина предполагал только «рисование, документирование и лепку древностей». Но затем его личный помощник добился от османов разрешения не только сделать первое, но и «забрать несколько обломков старых фигур или надписей».

Объяснить действия Элгина благородными целями сложно. На бумаге он утверждал, что спасает сокровища от почти неминуемой гибели от рук османов. И в то же время он намеревался украсить свой дом древними артефактами.

Протесты против вывоза артефактов и призывы вернуть скульптуры на родину начались ещё при Элгине. Но сотни лет Британия была единодушна в своем ответе Греции – мы спасли погибшее, и оно наше на законных основаниях.

В 2009 году Греция открыла свой новый музей Акрополя, чьи гипсовые слепки говорят, где должны находиться мраморные статуи Элгина.

В прошлом году премьер-министр Борис Джонсон вновь заявил, что скульптуры были приобретены законно. Однако в феврале министр искусств Великобритании Стивен Паркинсон отметил, что Британский музей «действует независимо от правительства», заявив, что решения об их коллекциях принимаются ими самими.

Со своей стороны, министр культуры Греции Лина Мендони назвала решение Британского музея «анахронизмом, полным отрицания, повторением мифов, софизмов и даже лжи».

Впрочем, и тогда, когда усилия по репатриации терпят неудачу, Греция находила разные способы вернуть утраченные артефакты из других стран. В январе археологический музей Сицилии отправил фрагмент Парфенона Музею Акрополя в качестве долгосрочного кредита.

Смогут ли Даунинг-стрит и Британский музей заключить аналогичное соглашение, еще предстоит выяснить. А пока решается двухвековой спор, ежегодно миллионы посетителей любуются древнегреческими шедеврами в стране, которая их украла (или сохранила).

Зал Британского музея, посвященный Афинскому Парфенону
Зал Британского музея, посвященный Афинскому Парфенону
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку