11 августа 2016 года струнный ансамбль АльтерЭго (AlterEgo) провёл концерт Венской музыки из цикла «В поисках утраченного времени».
В зале с работами И.К. Айвазовского, на территории Храма Христа Спасителя, в камерной и комфортной обстановке, с занимательным пояснением к произведениям ансамбль познакомил слушателей со своим ощущением венской музыки. Прозвучали произведения В.А. Моцарта, Р. Штрауса, А. Шёнберга и И. Штрауса.
Мы рекомендуем Вам обратить внимание на программу и приводим интервью с руководителем коллектива – виолончелистом Андреем Березиным. 26 августа 2016 года в «Центре Искусств. Москва» пройдёт следующий, последний в летнем сезоне концерт цикла «Россия, век XX: Шостакович», в котором выступит тот же коллектив.
ЭВ: Андрей, благодарим Вас за согласие дать нам интервью. Скажите, пожалуйста, это ведь не первый Ваш концерт в рамках Летней программы Центра Искусств. Москва?
Андрей Березин: Да, это уже четвёртый наш концерт здесь. Изначально мы видели наше участие в программе как эксперимент: лето, не сезон, сложно собрать публику. Идея была сделать длинный цикл, от И.С. Баха до наших дней, XXI века. И в результате получилось очень симпатично, люди пришли, мы с удовольствием играем для них, и мне здесь нравится, и всё получается.
ЭВ: Действительно, получается. Вы знаете, меня заинтересовала программа. В связи с чем возникла такая подборка, такое представление венских музыкантов? Здесь и светлый классик Моцарт, и романтик Рихард Штраус, и «Доктор Фаустус»…
Андрей Березин: У нашего ансамбля «Просветлённая ночь» (А. Шёнберга – прим. Ред.) занимает особенное положение. Некоторое время тому назад мы поставили на эту музыку балет. Не в классическом танцевальном его смысле, а мы сами ходили по сцене, играли роли, взаимодействовали с артистами. И сегодня ко мне подходили люди, которые видели эту постановку, заинтересовались ею и пришли сегодня на концерт.
Что касается сегодняшнего концерта, то мы к программе добавили Моцарта и «Кавалер роз» — вальсы. Потому что название концерта – «Золото Вены» — говорит о городе, с которым связано огромное количество композиторов. Это – мировая точка классической музыки и сегодня. Мы старались показать музыку в некоей перспективе, от Моцарта. В частности, Шёнберга у нас плохо знают…
ЭВ: Действительно, Арнольда Шёнберга играют крайне редко…Тем более, Вы его включили в венских классиков.
Андрей Березин: Не в классиков, но в венских композиторов.
Для нас очень важный способ коммуникации со зрителем – подчёркивание её современности. Мне не нравится, когда музыка превращается в музейный экспонат и становится бессмысленной. Важно, чтобы и сами музыканты, и люди, которые приходят на концерт, смогли пережить этот опыт внутренне. Чтобы было понятно, как коммуницировать с этим искусством, зачем оно нужно вообще, и почему эту музыку нужно слушать сейчас. Мы постоянно в поисках формата.
Вместе с нашей ведущей Асей мы придумали общую канву и собрали в занимательный рассказ. Мы стремимся как можно больше увлечь зрителя, быть вместе с ним и избежать отстранённости.
ЭВ: Скажите, пожалуйста, насколько Ваша подборка композиторов, и в особенности включение в их состав А. Шёнберга, отображает венскую школу? Насколько он придерживался её традиций? Нас очень интересует Ваше профессиональное мнение музыканта.
Андрей Березин: Это достаточно сложный, музыковедческий вопрос. Для меня, честно говоря, венская музыкальная история во многом связано с клубом Альмы Малер, жены композитора Г. Малера. Также у неё было несколько романов с известными венскими людьми. Шёнберг был одним из участников этого клуба.
Мы хотим услышать, что Вена – это вальс, это что-то праздничное, но эта музыка разная. И, безусловно, Шёнберг для меня – венский композитор.
ЭВ: Вы любите Шёнберга?
Андрей Березин: Я люблю Шёнберга. К тому же, «Просветлённая ночь» — это нетипичная для него музыка. Он придумал додекафонную систему, буквально через лет восемь его музыка стала другой. Но именно номер из нашей программы – это позднеромантическая музыка, прямое наследие И. Брамса, Р. Вагнера. Оно написано в последние годы XIX века.
Я достаточно хорошо знаком с творчеством А. Шёнберга и нахожу в нём источник вдохновения.
ЭВ: Что ожидается в Вашем следующем концерте?
Андрей Березин: В следующем концерте произведения Д.Д. Шостаковича, центральным произведением будет его 8-й квартет памяти жертв фашизма. Также будет несколько его маленьких произведений.
Это – одно из его главных произведений, которое отображает глубинные его переживания. Это очень странная музыка. Буквально пять лет назад можно было допустить, что эта тема, затронутая Шостаковичем, ушла в прошлое, но сегодня появляется ощущение, что современный человек её ещё не прожил и ему предстоит её пережить.
Здесь дело не только в антифашистском посыле, но в недопустимости насилия, расчеловечивания, а также в необходимости оставаться людьми.
ЭВ: Скажите, пожалуйста, Вы так же будете рассказывать об этой музыке на концерте? Эта вещь трагическая по звучанию…
Андрей Березин: Да, конечно. Эта вещь очень тяжёлая и для слушателя, и для исполнителя.
Но об этом важно говорить сейчас, и, кроме этого, в концерте будет много миниатюр, которые покажут лирического Д.Д. Шостаковича. Он ведь был прекрасным мелодистом.
Так что в концерте мы постараемся показать его со всех сторон и соотнести фигуру Дмитрия Дмитриевича со всем, что происходило в России в XX веке.
ЭВ: То есть, следующий Ваш концерт будет и праздником Шостаковича, и, в то же самое время, философским переосмыслением темы насилия?
Андрей Березин: Да, именно так. Хотя это звучит как-то слишком серьёзно.
ЭВ: Спасибо большое. Очень ждём.
В программе следующего вечера, посвященного Д.Д. Шостаковичу, струнный секстет исполнит Прелюдию и скерцо ор.11, Струнный квартет n.8, Элегию и польку.
Источники: Concert of Vienna music, Artcenter Moscow.