VIII Международный фестиваль М. Ростроповича стартует в день 90-летия виолончелиста

M. Rostropovich festival. Photo: A. Gaiduk

27 марта в день 90-летия Мстислава Ростроповича в Большом зале Московской консерватории открывается VIII Международный фестиваль имени виолончелиста.

Величайший

Ростропович – кто он? Виолончелист, пианист, дирижер. А как же общественный деятель, защитник прав человека? Прекрасный семьянин или отец? Человек с большой буквы, пример для потомков? Уходя на большее расстояние от его гигантской и всеохватной фигуры, понимаешь, что влияние Ростроповича ушло далеко за пределы музыки.  Западная пресса называла Мстислава Леопольдовича «величайшим музыкантом», «величайшим виолончелистом». Да, он именно величайший, но его величие во всей жизни.

Судьба Мстислава Ростроповича достойна стать основой для захватывающего романа, повествующего о большом музыкальном даровании, о настоящей любви с одной из блистательных женщин СССР Галиной Вишневской, об искренней дружбе с великими деятелями искусства всего мира. Есть в этом романе и политика, и эмиграция, и лишение гражданства СССР за приют гонимому А. Солженицыну, и дежурство с автоматом у стен Белого дома в августе 91 года.

Хочется назвать Ростроповича Гагариным отечественной культуры ХХ века. Это сравнение приходит на ум за внутренний свет, умение стирать границы, объединять мир в служении прекрасному и действительно важному. Искусство было для Мстислава Леопольдовича и жизнью, и оружием в борьбе за жизнь: «Исполняя музыку, я защищаю права человека. Самое важное для меня – знать, что люди счастливы и свободны».

 Фестиваль

Международный фестиваль Мстислава Ростроповича ведет свою историю с 2010 года, художественным руководителем фестиваля является старшая дочь Мстислава Леопольдовича и Галины Павловны Ольга Ростропович.

Торжественное открытие VIII Фестиваля назначено на 27 марта и ознаменует 90-летие со дня рождения Мстислава Ростроповича. Этот фестиваль будет посвящен музыкальной культуре России, США, Франции и Японии, которые сыграли особую роль в судьбе маэстро.

На открытии выступит заслуженный коллектив Российской Федерации Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии и маэстро Юрий Темирканов. Прозвучит музыка первой трети ХХ века: Вторая симфония D-dur, op. 43 (1902) Сибелиуса, хореографическая поэма «Вальс» (1920)  и сюита «Моя матушка-гусыня» (1911) Равеля.

Вторая симфония Яна Сибелиуса создана в эпическом русле финских сказаний «Калевала», суровой природы и быта этого народа. В трехчастном цикле симфонии Ян Сибелиус перемещает центр композиции во вторую медленную часть. Это своего рода симфоническая баллада, в основе которой по сохранившимся свидетельствам композитора лежит противостояние Жизни и Смерти. Премьера Симфонии состоялась 115 лет назад 8 марта 1902 года в Хельсинке под управлением композитора.

Вальс Мориса Равеля явился реализацией симфонической поэмы на основе жанра вальса, которая зародилась еще в начале творческого пути композитора. По задумке Равеля в этом сочинении венский вальс соединяется с «фатальным вихрем», в котором современники видели отголоски военных лет.

Сюита «Моя матушка-гусыня»  — это желание Равеля «воссоздать поэзию детства». Главный персонаж этого цикла – Матушка-Гусыня – традиционный герой французских сказок, которую изображали с гусиными лапками. Один из первых сборников народных сказок Франции, собранный Ш. Перро в 1697 году, имел такое же название. Некоторые из частей сюиты вдохновлены именно сюжетами Шарля Перро: «Павана Спящей красавицы», «Мальчик-с-пальчик», «Волшебный сад». Сочинение, первоначально созданное для двух фортепиано, было оркестровано композитором по просьбе русского дирижера А. Зилоти, который исполнил ее на своих концертах в Петербурге в 1912 году.

Источники: Rostropovich, Rossiyskaya gazeta, Belcanto

Поделиться с друзьями
Subscription