«Оркестр любит вас», «не всё сразу, но всё получится», — такие добрые напутствия давал молодым дирижёрам «Студии молодых дирижёров» Владимир Иванович Федосеев перед их совместным выступлением со знаменитым Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского под руководством маэстро. Проект проходит при поддержке Фонда президентских грантов.
«Обучающий концерт» 23 ноября, в ходе которого начинающим музыкантам было предложено дирижировать исполнением фрагментов Первой и Четвёртой симфоний Чайковского, стал для них большим испытанием мастерства — одним из слушателей в зале был сам Владимир Иванович.
Трудно сказать, какие мысли рождались в голове у великого дирижёра, когда он внимательно следил за исполнением и поощрял восходящих звёзд аплодисментами. Но на его лице отображалось неизменно доброе, покровительственное выражение в помощь выступающим, которым он даёт путёвку в жизнь.
Всякий, кто имел счастье общаться с Владимиром Федосеевым, знает силу его личного обаяния. Удивительный, необъяснимый свет, исходящий от его голубых глаз. Мы были рады, когда маэстро согласился поделиться с нашими читателями своими мыслями о дирижировании как профессии и нелёгком пути, по которому предстоит идти начинающим музыкантам.
ЭВ: Владимир Иванович, я смотрю на молодых музыкантов, которым Вы покровительствуете, и думаю: разве можно передать им Ваше удивительное чувство музыки, уникальную манеру общаться с оркестром и аудиторией, способность вникать в национальные особенности немецкой и австрийской музыки?
Владимир Федосеев: Конечно, можно. Это обязательно должно быть передано, потому что в молодом возрасте мы всегда кого-то повторяем. Я раньше учился у Герберта фон Караяна.
Но время идёт, приобретаются опыт и познания. В сравнении с другими ты постепенно становишься сам собой… либо ты не становишься сам собой. Сама процедура обучения очень важна.
Когда ты занимаешься с оркестром, то чувствуешь, будто ты почти уже профессионал. Но физическое дирижирование не приводит ни к чему. Обратите внимание на третьего молодого дирижёра (Андрюшина — прим. ред.) – он дирижирует оркестром, но не дирижирует под музыку. В этом сокрыта большая разница, ведь самое страшное для дирижера – впасть в подыгрывание оркестру. А соблазн возникает — Большой симфонический оркестр им. Чайковского – хороший оркестр, но нельзя просто следовать за ним.
Сейчас многие стараются дирижировать, в смысле подражать дирижированию. Их стремятся подвигнуть к этому родители и дети портятся. Они надевают бабочки, и уже от этого чувствуют себя дирижёрами.
Но чтобы стать дирижером, надо ещё много-много получить «по шишке», преодолеть сопротивление, которого очень много в нашем мире. Есть даже некоторая зависть, к сожалению.
Меня в своё время спасла Австрия. Она дала мне пропуск в Россию. Но такие случаи единичны.
А первая моя зарубежная поездка была в Испанию с народным оркестром (Оркестр русских народных инструментов Центрального телевидения и Всесоюзного радио – прим. ред.). В Севилье нас ждал большой успех.
ЭВ: Нет пророка в своём отечестве. Доколе у нас будет такая ситуация, что человек должен получить признание за границей, чтобы быть признанным на родине?!
Владимир Федосеев: К сожалению, это есть.
У меня не было великих, знаменитых родителей – мои мама и папа рабочие, простые люди. Мне было очень тяжело, семейной поддержки не было.
Но Бог послал мне некоторых людей в России, в том числе руководителей ЦК компартии, которые покровительствовали мне. А великий русский дирижёр Евгений Мравинский пригласил меня, совершенно неизвестного мальчишку, и дал в руки свой оркестр. Мне повезло, но всё равно было нелегко.
Меня всегда вдохновляла русская народная музыка, за что я получил от некоторых прозвище «народник», которое они произносили пренебрежительно. Я 16 лет руководил народным оркестром, люблю народное искусство, постиг его и шёл от него. А это всё так близко…
ЭВ: Музыки без национальной основы в принципе не бывает. Любовь к народу, его музыкальной культуре всегда вдохновляла музыкантов. А дирижёр умеет прочесть это, донести и ищет путь к сердцу и зрителя, и музыкантов в оркестре… У Вас в оркестре по-настоящему семейная любовь.
Владимир Федосеев: Я большинство из своих музыкантов знал с детства, а также их пап и мам, бабушек и дедушек. Рос вместе с ними, переживал успех и набивал «шишки».
Мне это всегда помогало, потому что вокруг меня было много врагов. Вы, наверное, знаете, что они пытались заклеймить меня как антисемита… Я никакой не антисемит!
ЭВ: Было бы желание, а повод всегда придумывается. Зато Ваш коллектив всегда с Вами, гордится Вами. Вы, наверное, очень поддерживаете своих музыкантов?
Владимир Федосеев: Конечно, часто музыкант из оркестра с последнего пульта пересаживается на первый. У нас сейчас молодой талантливый концертмейстер, папа которого сидел в конце, а руководитель виолончельной группы ввёл в оркестр всех своих учеников.
При этом я не интересуюсь истоками – кто отец, а кто мать, а руководствуюсь качеством исполнения. У нас на гобое сегодня играла очень талантливая девочка из далёкой тундры, семья которой была далека от музыки. Но как замечательно она играла, какой получился музыкант!
Были случаи, когда семейные связи и мешали оркестру. Но они единичны и проистекали от нашей русской черты — зазнайства. Есть у нас в национальном характере и зазнайство, и зависть, чего греха таить. Но у нас в оркестре такого, слава Богу, нет.
Ушедших только, к сожалению, много. Четверо музыкантов мы потеряли из-за пандемии.
ЭВ: Владимир Иванович, а когда Вы сегодня поддерживаете людей, чем Вы руководствуетесь? Что Вы должны увидеть в человеке помимо профессионализма, чтобы покровительствовать ему?
Владимир Федосеев: Стремление к познанию и усовершенствованию. Не только в музыке, но и в разговоре, общении. Но главное — в человеке должна быть любовь к ближнему.
Мне важно, чтобы все любили друг друга. Любовь – основа музыки, но она должна быть и в нашей жизни.