Владимир Машков: «Вокруг этой истории — изучение себя»

Владимир Машков: «Вокруг этой истории - изучение себя»

С открытием нового сезона Московский Театр Олега Табакова порадовал зрителей успешной премьерой «Ночь в отеле» по пьесе знаменитого британского драматурга Терри Джонсона. Она прошла 9 октября 2021 года на Сцене на Сухаревской. Этот спектакль режиссёр Владимир Машков поставил ещё в 2019 году, когда стал Художественным руководителем этого Театра, и, несмотря на ограничения в просмотрах из-за пандемии, он имел большой зрительский успех. В пьесе необычно прозвучали волнующие всех темы любви, эмоций, власти, успеха, воображения, ответственности, внимания к миру, к себе и ближним. Её герои — Учёный, Актриса, Сенатор и Спортсмен (условные имена персонажей) сталкиваются неожиданно друг для друга в одном пространстве и втягиваются в разговор о Теории относительности, которая, оказывается, связана напрямую с их личной жизнью!

Показываемая сначала в подвале на Исторической сцене на Чистых Прудах, эта постановка очень быстро набрала большой потенциал и заслужила выхода на большую сцену. Здесь, на Новой сцене Театра Олега Табакова – «Ночь в отеле» была показана по-новому; в одном акте, с обновлённой сценографией и составом, 3D-технологиями и новой игрой. Актёры развернули «на крещендо» такую контрастную полифонию отношений, что время, насыщенное активностью действия с неожиданными поворотами, пролетело незаметно, магически напряжённо, а финальный «аккорд» был просто шокирующим!

Эта история о том, как в одном городе, в одном номере отеля, в 1954 году встретились 4 фундаментальные личности: гениальный физик Альберт Эйнштейн, который приехал в Нью-Йорк на мирную конференцию, звезда Голливуда Мерлин Монро, которая в это время и в этот день снималась в фильме, где ей продувом задирали платье и это фото стало известно всему миру, Джо Ди Маджио – величайший бейсболист, герой Америки, которого считали «богом», муж Мерлин (в то время), и Джозеф Маккарти – американский политик, сенатор, полу-нацист, полу-националист, фанатик, устроивший известную «охоту на ведьм», благодаря чему пострадало очень много людей с коммунистическими убеждениями. Среди них было и много кинематографистов; кто-то покинул родину, а кто-то лишился всего.

Это было острое время, и актёры играли острых персонажей ярко и выразительно. Спектакль восхищал и хорошей эстетикой; добротными декорациями с мебелью, как в настоящем дорогом отеле Америки 50-х. Широкая кровать в центре сцены обыгрывалась в течение всего действия. Включая неудержимое «половодье чувств» героев, со всеми их всплесками, она смотрелась достойно, без всякой пошлости.

Авангард Леонтьев (Профессор) и Анастасия Тимушкова (Актриса) в спектакле «Ночь в отеле»
Авангард Леонтьев (Профессор) и Анастасия Тимушкова (Актриса) в спектакле «Ночь в отеле»

Сенатор Джозеф Маккарти в исполнении артиста Александра Фисенко (из нового актёрского состава) предстал перед публикой диктатором, давящим всех и вся на пути к своей цели. Реакция политика на непрошенных гостей, прервавших его «давление» на Эйнштейна, — на молодёжном сленге — «жесть!». Он звереет!.. Он в бешенстве! Он непреклонен в требованиях и суждениях, — не вникает, не задумывается… И при всей железной мощи в нём читается неизжитая личностная травма, которую он компенсирует властью над людьми.

Актриса Анастасия Тимушкова в роли Мерлин (из нового актёрского состава) явила на сцене не только поразительное внешнее сходство со своей героиней, но и показала разные оттенки её характера: была эксцентрична, смела, раскована, тонко эмоциональна. Зритель увидел настоящую живую Мерлин Монро (!) – удивительно женственную, взрывную, открыто выплескивающую свои восторги и боли, стремительно меняющиеся эмоции, внезапные и резкие переключения настроений, её беззащитность, ранимость, смирение, детскость, безудержную радость, лиричность и нежность… Невозможно было не сопереживать её сиротству, её жажде любви, материнства, знаний, чего-то огромного, нового… И, наконец, её желанию сбежать ото всех и всего! Даже от собственного мужа… По словам актрисы, столь правдивому воплощению в легендарную кинодиву ей помогла книга Мерлин Монро, написанная ею самой, над которой она временами плакала.

Анастасия Тимушкова (Актриса) и Сергей Угрюмов (Бейсболист)
Анастасия Тимушкова (Актриса) и Сергей Угрюмов (Бейсболист)

Сергей Угрюмов ярко, мощно, и убедительно играл непревзойдённого бейсболиста Джо Ди Маджио, — резкого, взрывного парня с темпераментом итальянца и душой ребёнка, с искромётной скоростью решений, бурлящего ревностью, страстью, агрессивностью, чьи эмоции – огромная амплитуда: от великой любви и нежности — до тирании! Он — совершенный игрок, не образованный, — «не всё в порядке со школой», но это неважно – люди вознесли его на пьедестал, и он встретился с прекраснейшей из женщин, которую желал весь мир! И тут вдруг такое столкновение!..

Было очень интересно наблюдать, как общаются эти две «глыбы»; одна – сама Красота, другой – идеал в физическом смысле, который говорит о себе: «Мои изображения печатались на упаковках в течении 13 сезонов!». Он был одурманен Мерлин, всей ею, счастлив, ошеломлён! Но ему хотелось прежде всего увидеть в ней женщину, и как любому итальянцу, Маджо хотелось семьи, детей, чтобы он в них продлился! Он обожал свою звёздную жену и был готов «убить» её за то, что был неизлечимо «болен» ею…

Одновременно личностью с достоинством и седым мальчишкой показал Альберта Эйнштейна наш замечательный Народный артист — Авангард Леонтьев. Зритель заворожённо наблюдал как великий физик смело парировал в «наездах» на него непрошенным гостям, шутил, ворчал, дразнился, но в нужный момент проявлял черты настоящего воина, был прост и открыт в общении, по-юношески подвижен, и игрив, подобно Моцарту…

Анастасия Тимушкова (Актриса) и Александр Фисенко (Сенатор)
Анастасия Тимушкова (Актриса) и Александр Фисенко (Сенатор)

«Свалившаяся ему на голову» Мерлин словно пробудила старика- гения, погружённого в свой мир, — развернула лицом к себе многоцветной живой палитрой своих непредсказуемо-изменчивых переживаний, заставила слушать голос своего израненного сердца любви, своей неудовлетворённой мятущейся души, мечтающей о счастье… Она — прекрасная женщина! – Звезда! — И всё себе позволяет: капризы, ласку, крики, упрёки, исповедь, кокетство, детскую игривость… Эйнштейн поддаётся, открывается ей навстречу; с ней он снова ребёнок, мальчишка, рыцарь-защитник, заботливый друг и отец… Всё, во что она хочет с ним сыграть! Она искренне тянется к его знаниям, открытиям, его учёной и человеческой мудрости!.. Ей с ним легко, естественно, весело, как Штанци (Констанции) с её мужем-гением – Вольфгангом Амадеем Моцартом, когда те вдвоём плясали в не отопленной комнате, чтобы согреться.

Альберт Эйнштейн посвятил 20 лет жизни одной теории; для людей — безумие, для него — любовь к Истине! Он сам говорил: «Когда я предложил Теорию относительности, очень немногие поняли меня» … «Есть одна мощная Сила, объяснение которой наука еще не нашла, эта сила управляет всеми природными явлениями, работающими во Вселенной. Эта вселенская сила – Любовь». Взрыв в финале – открытая гением Сила, которую политики использовали противоположным любви образом — для устрашения и разрушения.

Авангард Леонтьев (Профессор) и Анастасия Тимушкова (Актриса)
Авангард Леонтьев (Профессор) и Анастасия Тимушкова (Актриса)

Сцена монолога Эйнштейна пронзительна своим трагическим напряжением… Здесь настоящие слёзы! Эмоциональная сила героя передаётся залу. Зрителям открывается тайна огромного любящего сердца мудреца-ребёнка, — оно плачет и сокрушается… за то, что он убил детей атомной бомбой!.. Служение всей жизни оказалось служением смерти! «Лучше б я был водопроводчиком», — говорил мировой гений. Игра Авангарда Леонтьева невероятна, она захватывает зал, ты чувствуешь во всём театральном пространстве происходит некое волшебство!.. Теряется чувство времени, места, действия, сценической условности … Остается открытость растущего сердца, что становится единым со всеми, — со зрительным залом, театром, страной, всем миром и всей Землёй… – Огромного сердца, зовущего к космическому единению! И этот порыв всей жизни, души и разума великого человека, устремлённого к открытиям – венчает атомный Взрыв!.. Он на сцене, за окном отеля, на горизонте, в Космосе! Всесотрясающий Зов Смерти! – К пробуждению в наших сердцах Единства, которого в мире нет.

Высокое актёрское мастерство, новейшие сценические технологии и талантливо объединившая прошлое с современностью режиссура, — сделали своё дело; — финал спектакля стал настоящим катарсисом для зрителей. А взрыв — аналогией с внутренним миром, — с тем, что в нас заложено и что нас губит.

Что же вызвало интерес к этой пьесе у Владимира Машкова?

Владимир Машков, режиссёр спектакля «Ночь в отеле»
Владимир Машков, режиссёр спектакля «Ночь в отеле»

Э-Вести: Владимир Львович, мы не знаем какими были герои пьесы на самом деле и как общались; они — из уже далёкого для нас прошлого. Но игра такова, что им веришь, хотя всё, что мы видим на сцене – воображение. Как это сопоставить и для чего это нужно зрителю?

Владимир Машков: Любая история связанна с воображением, эмоциями и чувствами. И тем более история относительности. Всё здесь — наблюдающее. И ваш взгляд на происходящее таков – как вы это увидели. В действительности такая история могла быть. Бывали, наверное, встречи и поинтереснее, о которых мы не знаем. Но то, что эти четыре, всем известных личности существовали в то время, мы знаем. Эта пьеса написана не русским человеком, а англичанином, который тоже не американец, как её герои, и который смотрит с острова на мир, чтобы взять за центр этого мира, как в этой истории – богов фальшивых или не фальшивых. Об этом слова Эйнштейна: «Мы ставим фальшивых богов и поклоняемся им!» Так нужно миру и так появилась Мерлин Монро, которая ненавидела свой образ, но была роскошна и мечтала о семье и детях. И Джо Ди Маджо – спортсмен, обладающий невероятными генетическими способностями! Он обаятельный, он быстрее всех, ловчее… Он – «бог» для Америки, где бейсбол – игра номер один! Маккарти – яростный человек-политик, который вёл за собой убеждённых людей, и что очень страшно — эти фанатические состояния — почти нацизма, были так желанны для людей! Почему? Что скрыто в нас? — Ненависть и агрессия?! Сейчас получается так, что наш мир – учёные, политики, спортсмены, артисты, — так или иначе, — это какие-то стихии, которые нам открываются через них, — через игру артистов. Да, это – плод воображения, которое позволяет вскрыть глубинные эмоции и переживания. Героев помещают в одно пространство для вскрытия внутренних эмоций и чувств, — их внутреннего мира. И это приводит к взрыву!.. Наша задача – пройти эмоциональный процесс «от себя — в них», понимая, исследуя структуру каждого образа, найти в себе соединение этих стихий и идти дальше. Нужно увидеть, посмотреть, — что же это может быть за взрыв между людьми?.. Нужно вспомнить, понять, что война идёт давно!

ЭВ: Что Вы имеете ввиду?

Владимир Машков: Прогресс идёт, а человек не меняется: зависть не исчезла. Есть чёрная и белая зависть. Одна мотивация — я хочу быть таким как он, а есть и другая — зависть — «хочу, чтобы он таким не был». Худшие наши чувства и эмоции были описаны в течение всей истории существования человечества. Самое сложное эмоциональное чувство – радость! Это то, о чём мы будем думать и исследовать. Для меня эта психология происходит здесь в спектакле. Это они, — эти стихии, — и они встретились. Для режиссёра психология, исследование всего сокровенного – главное. Исследовать, знать все психологические закономерности и как, почему они нарушаются? В этом и есть прикладная психология режиссёра. И вы, либо принимаете это, либо нет. Вокруг этой истории – изучение себя, своих чувств, внутренних движений, степени своей ответственности за что-то… Моего личного опыта не хватает для осознания этой трагедии вселенского масштаба, которую переживал гений Эйнштейн – создатель атомной бомбы… Вот тут, и я, и все мы, можем как в зеркале проецировать свою ответственность, можем восполнять свой недостаточный личный опыт тем, что нам показывают на сцене и чему мы сопереживаем. У нас зеркальный театр. Это пространство театра называется — Зеркало сцены. Зеркало нужно только человеку. Зритель видит в «зеркале» отражение своей души.

~~~

Люди уходили после спектакля под большим впечатлением… Было над чем размышлять и во что углубиться.

Александр Фисенко (Сенатор)
Александр Фисенко (Сенатор)
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку