30 сентября 2017 года открылся ежегодный фестиваль, посвященный медным духовым инструментам – «Медные дни» или Brass Days. Культурно-политическому журналу «Э-Вести» посчастливилось поговорить с его художественным руководителем Владиславом Лавриком, который рассказал нашим читателям о том, чем он радует зрителей на седьмом по счёту «медном» фестивале.
ЭВ: Владислав, как Вы пришли к музыке, через семейные традиции? И откуда у Вас такая любовь к медной группе?
Лаврик В.: Мои родители – музыканты, поэтому моя связь с музыкой началась с раннего детства. С трёх лет я выступал с папиным ансамблем и пел песню З. Александровой на музыку И. Галкина «Бескозырка белая».
Сначала я, как и все, занимался на фортепиано. А потом мой отец предложил взять трубу, мы попробовали, и мне очень понравилось звучание инструмента, настолько он сильный, разноплановый, разнохарактерный! У меня неплохо получалось, и я очень любил выступать. В профессии меня привлекало именно выступление – во всяком случае, больше, чем занятия. Но безусловно, мне много дало фортепиано — оно развивает фактуру мышления, музыкальность, репертуар.
ЭВ: У Вас отец — трубач?
Лаврик В.: Да, и ещё дирижер. Получилось, что я пошел по стопам отца.
ЭВ: На Фестивале этого года у Вас дебют в качестве художественного руководителя и главного дирижёра оркестра Тульской филармонии. Вы сейчас, наверное, в большей степени посвящаете время дирижированию с этим коллективом, ведь любое новое дело требует особой отдачи?
Лаврик В.: Да, весь август и сентябрь проходили репетиции перед дебютным выступлением симфонического оркестра Тульской филармонии, где мне предложили быть главным дирижером и художественным руководителем. В середине лета были прослушивания, и в начале августа мы начали готовиться к концерту, который проходит, кстати, в рамках фестиваля Brass Days.
Но помимо этого у меня ещё много работы с Российским национальным оркестром, Оренбургским камерным оркестром, где я также главный дирижёр, много сольных концертов, еще преподавание в Московской консерватории… И, конечно, я занят подготовкой других концертов фестиваля в Туле и Москве.
ЭВ: В Вашу жизнь вошла дирижерская работа, с чем это связано? Вам стало чего-то недоставать в карьере трубача?
Лаврик В.: Дирижирование – это совершенно особый способ самовыражения. В сольной карьере ты отвечаешь только за себя и свой инструмент – а здесь надо добиться результата от целого оркестра. Оркестр это уникальный, удивительный инструмент, который реагирует не просто на движение рук. Ты обмениваешься энергией с музыкантами, которые передают ее через свои звуки слушателю.
Важно быть убедительным в своих музыкальных идеях, а также дать оркестрантам самовыражаться. Быть главным дирижёром это отдельная ответственность. Здесь должны проявляться организаторские способности.
В какой-то степени руководство Тульским оркестром похоже на мой оренбургский опыт, но в Туле предстояло создать оркестр «с нуля». Возникает уникальная степень доверия между музыкантами и дирижером, это позволяет и реализовать конкретные музыкальные идеи, и планировать стратегию развития этого коллектива.
ЭВ: Скажите, выступление симфонического оркестра Тульской филармонии подготовлено специально для фестиваля Brass Days или это часть программы?
Лаврик В.: Мы с руководством Тульской филармонии специально распланировали проведение концертов так, чтобы это укладывалось в программу фестиваля Brass Days. Чтобы был стимул. Новый оркестр хотелось подготовить к выступлениям и к фестивалю качественно, и привезти к его дебюту лучшие коллективы, чтобы было на кого равняться.
Первый концерт у нас был 30 сентября, это открытие юбилейного сезона Тульской филармонии. В этом концерте принял участие Борис Березовский, согласившийся выступить у нас в рамках фестиваля в Туле. 1 октября у нас прошла презентация нового оркестра, а 2 октября приезжали музыканты Большого театра.
ЭВ: Скажите, пожалуйста, ожидаются ли на фестивале премьеры помимо дебютного выступления Тульского симфонического оркестра?
Лаврик В.: Да, у нас будет премьера произведения, написанного специально для фестиваля композитором Игорем Рехиным. И он будет присутствовать на концерте.
ЭВ: По какому принципу Вы приглашаете музыкантов для участия в Фестивале? Я понимаю, что профессионализм – основной критерий, но руководствуетесь ли Вы ещё чем-то?
Лаврик В.: Основной критерий – сделать так, чтобы наша публика получила от программ фестиваля не только удовольствие, но и новую информацию, новые чувства, связанные с музыкальным искусством. Наш выбор – давать нечто большее, чем просто звучание духовых. Поэтому помимо медников мы приглашаем музыкантов, играющих на других инструментах. Это важно для слушателей, мы их знакомим с той музыкой, которой они не знают, но также даём им и то, что они давно любят: симфоническую музыку, сольную и в ансамблях. И приглашаем музыкантов, которых они знают и любят. В нынешнем Brass days примет участие Борис Березовский, музыкант высочайшего класса. Также в программе фестиваля выступят музыканты Российского национального оркестра, оркестр «Новая Россия», Госоркестр им. Светланова, приедут наши американские друзья — брасс-квинтет Smoky moutain brass quintet и другие.
ЭВ: Кстати, о глобальном. Проводятся ли в мире аналогичные фестивали? Я подозреваю, что многие из участников тульско-московского фестиваля выступают на мировых площадках…
Лаврик В.: Конечно, в мире проводится много брасс фестивалей. Наш фестиваль отличается от них тем, что у нас шире палитра произведений и инструментов. Помимо духовой музыки в них звучит симфоническая музыка, мы приглашаем известных пианистов, скрипачей.
В мире не так много именно брасс-фестивалей, которые могут похвастаться лучшими оркестрами страны и участием таких солистов, как Аркадий Шилклопер, Борис Березовский, Сергей Накаряков, Йенс Линдеманн. Наш фестиваль – это высокий уровень, и я считаю, что он необходим российской публике.