147 лет назад, 7 марта 1895 года, на свет появился один из представителей импрессионизма в музыке. Жозеф Морис Равель (1875 – 1937) сегодня признан как один из величайших композиторов Франции, но при жизни его творчество принимал лишь очень узкий круг публики на родине. О жизни скромного гения, автора музыкальных полотен с неповторимым звуковым колоритом – в этой краткой биографической заметке.
Новатор без признания
Музыка с детства окружала Мориса Равеля. В доме его родителей часто звучала музыка, а отец — инженер в сфере автомобилестроения — прекрасно играл на трубе и флейте. Первоначально музыкальный талант Равеля развивался в сфере фортепианного искусства – по классу фортепиано в 1889 году он стал студентом Парижской консерватории.
Интерес к композиции в молодом Равеле пробудила череда знаковых встреч и знакомств. Среди крупных фигур французской музыки того времени наибольшее влияние на Равеля оказали Эрик Сати и Габриэль Форе. По инициативе второго он создает цикл фортепианных пьес, в числе которых – знаменитая «Павана на смерть инфанты».
«Павана на смерть инфанты» в исполнении Святослава Рихтера. Запись с концерта 1954 года. Созданная в 1899 году, пьеса принесла Равелю первую большую симпатию и популярность у публики. Сам композитор оценивал это сочинение весьма скромно и отказывал ему в самостоятельности и завершенности формы.
Одной из целей Равеля в ранние годы творчества стало получение Римской премии, которая давала возможность на два года отправиться на стажировку в Рим. Трижды он проигрывал состязание, а в 1905 году испытал судьбу в последний раз – Равелю было почти 30 лет и вскоре он не смог бы стать участником конкурса по возрастному признаку.
От участия в конкурсе его отстранили по формальным причинам. В итоге среди просвещенной общественности Парижа вспыхнула волна негодования. Равель уже был достаточно известным композитором. Его новаторская импрессионистская техника шла вразрез с академическими канонами, в чем публика и усмотрела истинные причины отказа. Проиграв в борьбе за Римскую премию, Равель принял решение окончательно разорвать отношения с академическими музыкальными кругами и идти по собственной творческой дороге.
Импрессионизм в музыке
Возник под влиянием аналогичного течения в живописи, но сформировался только к рубежу XIX-XX веков. Ведущей тройкой композиторов, развивающих импрессионизм, называют французов Эрика Сати, Клода Дебюсси и Мориса Равеля.
Оттолкнувшись от образов и художественных впечатлений акварельных полотен Моне, Тулуз-Лотрека, Сезанна и де Шаванна, музыкальный импрессионизм перенял многое и от русской музыки. Дебюсси и Равель были страстными поклонниками творчества Мусоргского, восхищаясь музыкальным языком и выразительными средствами в его произведениях, а некоторые гармонические и оркестровые приемы переняли из творчества Римского-Корсакова. Не остался без внимания импрессионистов и ориентализм, пышным цветом представленный в музыке композиторов из «Могучей кучки».
Кстати, Равель создал оркестровую версию фортепианного цикла М. Мусоргского «Картинки с выставки». Этот вариант произведения по популярности и частоте исполнения успешно конкурирует с оригиналом и является одним из наиболее удачных претворений цикла в симфоническом прочтении.
Успех и трудности
После громкого скандала с Римской премией, Равель быстро выходит на новый уровень популярности. Знакомство с Сергеем Дягилевым приносит композитору заказ на балет для «Русских сезонов». Он создает «Дафнис и Хлоя», главную партию в котором на премьере танцует Вацлав Нижинский, а затем «Вальс», который вскоре выходит на рамки балетной сцены и исполняется как симфоническое произведение.
Сложным периодом для Равеля становится Первая мировая война. Композитор видел свое предназначение в защите родной страны, но по состоянию здоровья его не брали добровольцем. После нескольких месяцев обивания порогов Равеля приняли шофером. С октября 1914 до начала 1918 года Равель водил военный грузовик и сильно подорвал свое и без того весьма слабое здоровье.
После войны перед Равелем открываются концертные залы Европы и США. Он выступает как пианист, дирижер и композитор в Италии, Англии, Голландии, совершает длительное турне по США, где знакомится с Джорджем Гершвиным. Композитор создает свои величайшие произведения: «Болеро», «Дитя и волшебство», Концерт для фортепиано с оркестром и Концерт для левой руки, посвященный пианисту Паулю Витгенштейну, который в Первую Мировую войну потерял правую руку.
Творческая жизнь Равеля прерывается раньше жизни физической. В 1933 году композитор попадает в серьезную автомобильную аварию. Ее следствием стали серьезные неврологические проблемы, которые не давали сосредоточиться на творчестве. Морис Равель умер в конце декабря 1937 года. Причиной смерти стала неудачная операция на головном мозге.
Композитор, чья музыка так богата эмоциями, был очень закрытым в личной жизни. Историкам не известны никакие подробности его личной жизни.
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения