Временем возрождения жанра пассионов стал ХХ век. Череда чудовищных войн и трагических событий заставили общество вновь обратиться к забытым сюжетам и вечным канонам Священных текстов. В 1966 году, спустя почти 2 столетия молчания жанра, в Европе были созданы «Страсти» на текст Евангелия от Луки. Их автором стал Кшиштоф Пендерецкий.
Символы и знаки «Страстей» Пендерецкого
Заказ на создание духовного произведения поступил к Пендерецкому в рамках подготовки к празднованию 700-летия Собора святого Павла в Мюнстере, Германия. Также композитор отметил этим произведением важную дату для своей родной Польши – 1000-летие с момента принятия христианства в 966 году. Основой для нового произведения стало Евангелие от Луки, в тексты также вошли фрагменты Евангелия от Иоанна и ряд других литургических текстов. Весь текст – на латинском языке.
Фундаментом для «Страстей» стали барочные образцы жанра, в первую очередь – «Страсти» И.С. Баха. Не случайно в музыкальной ткани этого произведения вплетен мотив BACH – музыкальная монограмма Баха. Ее ввел в обиход сам Иоганн Себастьян Бах, положив буквы своей фамилии на музыкальные звуки, и широко использовали в качестве музыкального символа и романтики, и композиторы ХХ века.
«Страсти по Луке» объединили в себе и традиции музыки барокко, и современные музыкальные приемы. Здесь присутствуют элементы серийной техники, додекофонии, кластеры. Помимо расширенного состава исполнителей – чтец, солисты, три смешанных хора, хор мальчиков, оркестр с органом – Пендерецкий активно использует дополнительные звуковые приемы. Хор в произведении не только поет, но также кричит, свистит, смеется и шепчет.
Сам Пендерецкий подчеркивал аутентичный характер своих «Страстей». Действительно, стилистически он приближает их к традиционному церковному пению с его медитативностью и погружением в состояние молитвы.
Евангельские тексты почти двухтысячелетней давности обретают в этом произведении плоть и кровь. Латинский текст становится понятным через призму эмоций и звуков. «Страсти» оставляют сильнейшее потрясение, ощущение причастности к действительно важной и основополагающей истории всего человечества.
«Страсти по Луке» – это не только страдание и смерть Христа, но также страдание и смерть Освенцима, трагический опыт человечества второй половины нашего столетия. И в этом смысле «Страсти» должны иметь (во всяком случае, я стремился к этому) универсальный, гуманистический характер.
Кшиштоф Пендерецкий о «Страстях по Луке»
«Страсти по Луке» впервые прозвучали в Соборе святого Павла в Мюнстере 30 марта 1966 года в канун Страстной седмицы. 22 апреля того же года произведение было представлено в Кракове в филармонии, а 10 июня – на открытом воздухе в Вавельском замке. 24 сентября «Страсти» прозвучали на международном фестивале современной музыки «Варшавская осень». Успех произведения был грандиозным. Оно звучало на Биеннале современной музыки в Венеции, в Европе, США, Японии и Южной Америке. В России «Страсти» были впервые исполнены в 2016 году в присутствии автора.
Пендерецкий открыл забытый жанр с новой стороны, вдохнул в его бессмертный сюжет новое звучание. Вслед за ним к евангелическим текстам и жанру пассионов стали обращаться другие современные авторы. В 1982 году Арво Пярт создал «Страсти по Иоанну». К 250-летию И.С. Баха в 2000 году Международная академия Баха заказала четырем композиторам «Страсти» по каждому из четырех Евангелий. Наиболее яркое сочинение создала София Губайдулина, также обратившись к тексту от Иоанна. К жанру пассионов и библейскому сюжету обращались композиторы из Англии, Венгрии, Швеции, Греции, России…
Воскреснув из небытия, «Страсти», как и их главный герой, доказали свое бессмертие. Вечный сюжет о страданиях, смерти и воскрешении остается понятным и близким в любые времена, каждый раз вбирая в себя все новые и новые смыслы.
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения