Сегодня в Испании более 17’000 погибших от эпидемии коронавируса. Это второй показатель в Европе после Италии, где погибло больше 20’000 человек. Вместе с тем, Испания постепенно выходит на то, что специалисты называют «плато» — когда в течение 14 дней после пика смертей наступает нулевой их прирост.
Это даёт все основания полагать, что в Испании постепенно наступает «облегчение», и это видно по тем темам, которые начинают волновать общественность.
Одновременно с темой пандемии, вторая по востребованности тема в Испании — это социально-экономическое положение населения. Здесь самое главное — насколько и как быстро экономика в целом сможет давать хоть какие-то видимые результаты «оживления».
Во главу угла ставится туристическая индустрия. Ей предстоит стать показателем, своего рода «лакмусовой бумажкой», которая определит дальнейший рост и скорость выхода страны из экономического коллапса.
По оценкам авторитетных аналитиков, в частности, аналитического центра банка BBVA, стало ясно, что экономика Испании находится в состоянии глубокого «отката» назад, и только когда туристическая отрасль даст первые признаки оживления, хоть как-то можно будет контролировать оценку прогнозов на ближайшие год-два.
Туриндустрия — это вторая по величине консолидированная статья доходов в бюджет страны после промышленности. Испания — это третья держава в Европе, получающая наибольшее количество валюты от неё в чистом виде в бюджет страны. Больше, чем Испания, получают лишь Франция и Италия.
На дело не только в том, что туризм для Испании — это важнейший источник бюджетных поступлений. Это ещё и целый ряд других важнейших бонусов, таких как привлечение инвестиций в экономику, стимулирование строительной отрасли и целый ряд других, так называемых «сопутствующих стимулов» для экономики.
Чтобы понять, насколько туристический бизнес и в целом туристическая отрасль «сдала» в Испании, приведу пример. Практически все частные яхты и коммерческие флотилии, расположенные в Средиземноморской бассейне в испанской юрисдикции, за март-апрель на 80% переместились в другие регионы акватории. В первую очередь, они ушли в район Ривьеры (более 40%). Это обстоятельство говорит о том, что большинство наблюдателей считают, что Испании выйти из застойного состояния в сфере туризма не удастся быстрее её конкурентов.
В любом случае, курортный сезон 2020 года уже «проигран», и едва ли испанская туриндустрия в 2021 году сможет «отыграть» больше 30% от показателей 2019 года. С другой стороны, продажа недвижимости в курортных зонах Испании (домов, коттеджей, квартир, предназначенных для летнего периода) не столь велика, как это ожидалось наблюдателями. Продажи — да, действительно выросли, но в среднем по сегменту лишь на 5-10%, вместо 30-50% согласно предварительным прогнозам.
Одновременно не наблюдается сильный откат и в продаже сегмента отельеров и рестораторов, как это можно было предположить ещё три месяца назад. Ясно одно: те инвесторы, которые планируют «закрепиться» в испанской туриндустрии, к концу мая-началу июня приступят к перекупке гостиниц и объектов туристической инфраструктуры, в первую очередь, на средиземноморском участке.
Уже сейчас наблюдаются серии значительных по объёму вложений сделок на островах Ибица и Мальорка — традиционном курорте для отдыхающих среднего и старшего возраста. Первые признаки оживления сделок в этой части туристического сегмента дают основание предположить, что в долгосрочном плане Испания будет по-прежнему ключевые позиции в этой части Средиземноморского туристического региона.
Туристическая отрасль в Испании, как нам представляется, наиболее гибкая и способная к саморегенерации, чем какие-либо другие туристические индустрии ближайших европейских соседей. Пока сложно сказать (чересчур мало поступает сведений о состоянии отрасли сегодня), как быстро туриндустрия в Испании «заработает в полную силу». Однако смело можно предположить, что сезон 2021 года будет последним слабым сезоном перед наполнением туриндустрии в полную силу в курортный сезон 2022 года.